Есть в мире
сердце, где живу я. А. С. Пушкин




“Счастье
так мало создано для меня, что я не признал
его, когда оно было предо мною”, — говорил А.С.
Пушкин, ибо не надеялся на взаимность. Его
послание обращено к женщине, которая его,
видимо, никогда не любила:



Что в имени
тебе моем?..



Что в нем?
Забытое давно



В волненьях
новых и мятежных,



Твоей душе
не даст оно



Воспоминаний
чистых, нежных.



Власть
самого высокого и прекрасного волнующего
чувства — любви познал поэт — об этом и
строки стихотворения, и строки письма: “Вам
обязан я тем, что познал все, что есть самого
судорожного и мучительного в любовйом
опьянении, и все, что есть в нем самого
ошеломляющего”. Страдания облагораживают
душу человека. Особенно страдания любви.
Это высокое чувство возвышает Пушкина,
делает его более благородным:



Что в имени
тебе моем?



Этот
риторический вопрос привлекает внимание
читателя, потому что он не только не требует
ответа, но и содержит утверждение, что в нем,
в этом имени, — ничего для той, к кому
обращены строки стихотворения и строки
письма:



“От всего
этого у меня осталась лишь слабость
выздоравливающего, одна привязанность,
очень нежная, очень искренняя, — и немного
робости, которую я не могу побороть”.
Человеческая жизнь не бесконечна. Время
безжалостно над человеческой жизнью: “Ваша
душа... не встретит ее (душу поэта) в
беспредельной вечности”.



И не
случайно анафорическое утверждение: “оно
умрет, оно оставит мертвый след”. Другая
анафора: “что в имени... Что в нем?..” —
приводит к той же горькой мысли о забвении,
исчезновении. Ведь глагол “умрет” как раз
и имеет значения: “забвение”, “исчезновение”,
“перестанет звучать”.



Но читая
стихотворение, вслушиваясь в ритм его строф,
вдумываясь в значение эпитетов (печальной,
ночной, глухом, мертвой, новых, мятежных,
чистых, нежных), мы начинаем понимать
двойственность композиции. Категоричность
утверждения: “Что в имени тебе моем? — Оно
умрет”, — ослабевает. Возникает надежда на
память, потому что только память
противостоит уничтожающей силе времени.



Сравнения,
которые использует поэт, беря для сравнений
волну и звук ночной, и останавливают
мгновение, и дают надежду, что ничто в мире
не проходит бесследно. Продлить
человеческую жизнь может только память,
которая одна только побеждает время. “Память
— преодоление времени, преодоление смерти”,
— утверждает Д.С. Лихачев. Пока нас помнят,
мы живы.



И инверсия
третьей части стихотворения: “воспоминаний
чистых, нежных” — подтверждает эту надежду.



Союз “но”,
с которого начинается четвертая часть
стихотворения, вносит перелом в
психологическое развитие стихотворения. В
автографе Пушкина в альбоме графини
Собаньской после этого союза стоит
многоточие, то есть пауза. И эта пауза несет
в себе глубокий смысл, помогает понять
глубокий психологизм стихотворения.



В последних
строках стихотворения в отличие от
предыдущих употребляются глаголы
настоящего времени, которые тоже усиливают
надежду на память о чувстве пишущего в
альбом, о сердце, в котором живет любимая,
живет любовь к ней, живут смирение перед
судьбой и бескорыстие по отношению к
возлюбленной.



Но в день
печали, в тишине,



Произнеси
его, тоскуя;



Скажи: есть
память обо мне,



Есть в мире
сердце, где живу я...



Философское
стихотворение “Что в имени тебе моем?”
относится к так называемой медитативной
лирике, носит характер глубокого раздумья
над проблемами человеческой жизни,
размышлений о любви.