Есть в мире
сердце, где живу я. А. С. Пушкин




“Счастье
так мало создано для меня, что я не признал
его, когда оно было предо мною”, — говорил А.С.
Пушкин, ибо не надеялся на взаимность. Его
послание обращено к женщине, которая его,
видимо, никогда не любила:



Что в имени
тебе моем?..



Что в нем?
Забытое давно



В волненьях
новых и мятежных,



Твоей душе
не даст оно



Воспоминаний
чистых, нежных.



Власть
самого высокого и прекрасного волнующего
чувства — любви познал поэт — об этом и
строки стихотворения, и строки письма: “Вам
обязан я тем, что познал все, что есть самого
судорожного и мучительного в любовйом
опьянении, и все, что есть в нем самого
ошеломляющего”. Страдания облагораживают
душу человека. Особенно страдания любви.
Это высокое чувство возвышает Пушкина,
делает его более благородным:



Что в имени
тебе моем?



Этот
риторический вопрос привлекает внимание
читателя, потому что он не только не требует
ответа, но и содержит утверждение, что в нем,
в этом имени, — ничего для той, к кому
обращены строки стихотворения и строки
письма:



“От всего
этого у меня осталась лишь слабость
выздоравливающего, одна привязанность,
очень нежная, очень искренняя, — и немного
робости, которую я не могу побороть”.
Человеческая жизнь не бесконечна. Время
безжалостно над человеческой жизнью: “Ваша
душа... не встретит ее (душу поэта) в
беспредельной вечности”.



И не
случайно анафорическое утверждение: “оно
умрет, оно оставит мертвый след”. Другая
анафора: “что в имени... Что в нем?..” —
приводит к той же горькой мысли о забвении,
исчезновении. Ведь глагол “умрет” как раз
и имеет значения: “забвение”, “исчезновение”,
“перестанет звучать”.



Но читая
стихотворение, вслушиваясь в ритм его строф,
вдумываясь в значение эпитетов (печальной,
ночной, глухом, мертвой, новых, мятежных,
чистых, нежных), мы начинаем понимать
двойственность композиции. Категоричность
утверждения: “Что в имени тебе моем? — Оно
умрет”, — ослабевает. Возникает надежда на
память, потому что только память
противостоит уничтожающей силе времени.



Сравнения,
которые использует поэт, беря для сравнений
волну и звук ночной, и останавливают
мгновение, и дают надежду, что ничто в мире
не проходит бесследно. Продлить
человеческую жизнь может только память,
которая одна только побеждает время. “Память
— преодоление времени, преодоление смерти”,
— утверждает Д.С. Лихачев. Пока нас помнят,
мы живы.



И инверсия
третьей части стихотворения: “воспоминаний
чистых, нежных” — подтверждает эту надежду.



Союз “но”,
с которого начинается четвертая часть
стихотворения, вносит перелом в
психологическое развитие стихотворения. В
автографе Пушкина в альбоме графини
Собаньской после этого союза стоит
многоточие, то есть пауза. И эта пауза несет
в себе глубокий смысл, помогает понять
глубокий психологизм стихотворения.



В последних
строках стихотворения в отличие от
предыдущих употребляются глаголы
настоящего времени, которые тоже усиливают
надежду на память о чувстве пишущего в
альбом, о сердце, в котором живет любимая,
живет любовь к ней, живут смирение перед
судьбой и бескорыстие по отношению к
возлюбленной.



Но в день
печали, в тишине,



Произнеси
его, тоскуя;



Скажи: есть
память обо мне,



Есть в мире
сердце, где живу я...



Философское
стихотворение “Что в имени тебе моем?”
относится к так называемой медитативной
лирике, носит характер глубокого раздумья
над проблемами человеческой жизни,
размышлений о любви.



Похожие сочинения

  1. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  2. Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного...смотреть целиком
  3. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  4. Стихотворение А.С.Пушкина «...Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время. Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут...смотреть целиком
  5. Образ Пушкина в творчестве русских писателей и художников
    Обращались к пушкинской тематике И. Репин в содружестве с И. К. Айвазовским, И. Н. Крамской. Однако их создания не вносили существенной лепты в отображение и в разработку образа поэта. Картины на отдельные сюжеты биографии Пушкина знакомили зрителя с...смотреть целиком
  6. Художественное своеобразие прозы А.С. Пушкина
    В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихотворным находился и прозаический литературный язык....смотреть целиком
  7. Гимны любви (по мотивам поэзии А. С. Пушкина)
    Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Он расширил источники поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее с русской жизнью и современностью, обогатил идеями. Пушкин тяжело переживал свои...смотреть целиком