Страница: 1  [ 2 ]  

ько что прочитанной к
этому времени суры 80 Корана («Слепый») поразила Пушкина, и это сыграло
роль импульса в работе над циклом.

Первоначальное содержание цикла, включавшего в себя всего три
стихотворения, темы которых органически переходят из одного в другое, пока
что почти лишено арабского (мусульманского) колорита. Позже, в примечаниях
к циклу, заметив, что Коран есть «собрание новой лжи и старых басен»,
Пушкин добавит: «.. .несмотря на сие, многие нравственные истины изложены в
Коране сильным и поэтическим образом».

Как бы то ни было, на первом этапе работы над стихотворным циклом Пушкин
увлекся мотивами столь же магометанского, сколь и библейского свойства.
Именно к этим генетически первым трем пушкинским «Подражаниям» наиболее
применима характеристика, данная Б. В. Тома-шевским «духовным одам»,
традиции которых Пушкин в данном случае использовал: «.. .жанр ..духовных
од», несмотря на религиозную оболочку, вовсе не замыкался в узкой сфере
религиозных размышлений. Это был жанр, широкий по охвату тем и лирических
настроений. В какой-то степени этот жанр в эпоху господства оды в
лирической поэзии является предшественником того рода стихотворений,
которые в эпоху господства элегий отошли в область так называемых
..медитативных элегий». Особенно псалмы давали материал для развития тем,
по существу никак не связанных с религиозными догмами» В конце октября
1824 г. Пушкин несомненно ознакомился в михайловской ссылке не только с
французским текстом Корана, но и с обильными примечаниями к нему, а главное
— с достаточно подробным жизнеописанием Магомета, предпосланным переводу
Савари. По всей вероятности, книги этой у Пушкина не было еще месяц назад,
когда он приступил к созданию цикла, и приобрел он ее именно в связи с
работой над «Подражаниями». Результат знакомства с фактами легендарной
биографии пророка сказался в новых «Подражаниях Корану», в частности в
стихотворении «Клянусь четой и нечетой», своеобразной увертюре всего цикла.
Отталкиваясь от первого стиха избранной для подражания суры 93 «Клянуся
лучезарностию солнечного восхода и темнотою ночи, что господь твой не
оставил тебя» (Книга Аль-Коран, с. 368), Пушкин насыщает четверостишие
другими клятвами. На первый взгляд причудливо неожиданные,^ они соотнесены
с главными темами цикла.


Страница: 1  [ 2 ]  

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  3. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  4. Анализ цикла лирических стихотворений Пушкина
    Стихотворением «Зимний вечер» открывается цикл не связанных между собой тематически, но родственных по духу народности как законченных, так и оставшихся незавершенными лирических стихотворений Пушкина о простых людях из народа и о красоте родной русской...смотреть целиком
  5. Свободолюбивая лирика Пушкина
    Свобода - ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество...смотреть целиком
  6. Любовная лирика Пушкина связанная с образом А. П. Керн
    Внезапное явление красоты, ярко осветившей мрак заточенья, помимо своего непосредственного — биографического— значения для Пушкина явилось стимулом к обобщению всего ранее пережитого душевного опыта, связанного с недавней и еще остро переживавшейся разлукой,...смотреть целиком
  7. Картина крестьянского движения в пору восстания Пугачева  Новое!
    «История Пугачева» проникнута пониманием социальной направленности пугачевского движения, основного классового антагонизма в крепостническом обществе: «Воеводы бежали из городов, дворяне из поместий…» Дворянство обречено было погибели. Во всех селениях,...смотреть целиком