Любовная лирика Пушкина лицейского периода написана в традициях классицизма. В ней поэт часто обращается к мифологическим образам: Купидону, Венере, Амуру, и другим. Пушкин использует традиционную форму – форму любовного послания: «К Наталье» (1813 г.), «К ней» (1815 г.), «Послание Лиде» (1816 г.). Стихотворение «К Наталье» обращено к крепостной актрисе домашнего театра графа В. В. Толстого в Царском Селе. Начинается оно признанием:

Так и мне узнать случилось,

Что за птица Купидон:

Сердце страстное пленилось;

Признаюсь – и я влюблен! – До встречи с Натальей поэт был подобен «легкому зефиру», он смеялся «во зло Амуру», но напрасно:

...Наконец и сам попался,

Сам, увы! С ума сошел. – Далее поэт признается, что влюблен впервые:

Так, Наталья! признаюся:

Я тобою полонен,

В первый раз еще, стыжуся,

В женски прелести влюблен.

...ты не знаешь,

Кто твой нежный Селадон,

Ты еще не понимаешь,

Отчего не смеет он

И надеяться? – И раскрывает себя:

Знай, Наталья! – я – монах.

В «Послании Лиде» Пушкин называет свою возлюбленную «наперстницей Венеры»:

Тебе приветливый поклон,

Любви венок и лиры звон.




В более поздних стихотворениях Пушкин обращается к романтизму. К этому периоду относятся стихотворения «Черная шаль» (1820 г.), «Погасло дневное светило...» (1820 г.), «Ночь» (1823 г.) и другие.

«Черная шаль» – стихотворение о несчастной любви, о горечи измены. Это печальные воспоминания, вызванные «черной шалью»:

Когда легковерен и молод я был,

Младую гречанку я страстно любил – Трагично закончилась любовь:

Я помню моленья текущую кровь,

Погибла гречанка, погибла любовь! – Влюбленный не смог простить измены.

«Погасло дневное светило...» – воспоминания о Родине, о «безумной любови», о

Потерянной молодости:

Я вспомнил прежних лет безумную любовь

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд пленительный обман... – Эти воспоминания несут лишь страдания, «раны сердца» неизлечимы.

«Я помню чудное мгновенье» (1825 г.) – обращение к А. П. Керн, но выходит за рамки обыкновенного любовного послания, так как является своего рода поэтической биографией. «Душе настало пробужденье» после духовного кризиса», и явилась любовь –низменный спутник поэзии.

«На холмах Грузии» (1829 г.) – размышления поэта по поводу необычности и противоречивости его чувств. В начале произведения – слегка намеченные поэтические образы южной природы:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною... – Чувство поэта сложно инеобычно, он пишет:

Мне грустно и легко, печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою... – В начале следующего стиха спокойное до сих пор чувство вспыхивает:

Тобой, одной тобой... унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит...