Эволюция творчества Пушкина соотносилась с литературным процессом в
России первой трети XIX в. довольно сложно. Взаимоотношения Пушкина с
литературным движением его времени строились качественно неоднородно по
десятилетиям: в 1810-е гг., — когда он входил в литературу, учился
литературному мастерству и был, так сказать, одним из многих; в 1820-е гг.,
— когда он был признан первым русским поэтом, и в 1830-е гг., — когда
критика того времени заявила о падении влияния Пушкина на современную
литературу. Историко-литературное качество ранней поэзии

Пушкина следует
определять по «школе легкой поэзии», к которой он в то время принадлежал и
которая была по-своему прекрасной школой для молодого поэта, обретавшего в
ней не только гармоническую точность стиля, но и оптимистическую ясность
просветительского взгляда на жизнь.

Такое настроение не исключало и более
принципиального вольномыслия и высоких тем, — поэтому в раннем творчестве
Пушкина ощущается и струя высокого классицизма («Воспоминания в Царском
Селе», «Александру», «Лицинию»), и сатирическая, прежде всего литературно-
пародийная, направленность.В середине 1810-х гг. в лирику Пушкина
вторгаются элегические мотивы. Но характерно, что, обогащенная этими
мотивами, поэзия Пушкина остается верной своим началам.Любопытно, что
южные поэмы Пушкина критического отпора почти не вызвали: они не посягали
на классицистические жанры, принадлежа уже к иной — романтической —
жанровой системе. Но основные споры по проблемам романтизма в русской
критике развернулись именно в связи с южными поэмами — и с этих пор под
прямым пушкинским влиянием в русской литературе надолго утверждается в
качестве ведущего жанр романтической поэмы. Для оценки литературной
ситуации первой половины 1820-х гг. принципиальное значение имел вопрос о
творческих взаимоотношениях Пушкина и литераторов-декабристов.





Романтический период творчества Пушкина — с его пиком, стихотворениями
«Свободы сеятель пустынный» и «Демон», — был чрезвычайно стремительным
(1821— 1823 гг.) и, в сущности, явился следствием кризиса просветительских
идеалов поэта, убедившегося на примере подавленных национально-
освободительных движений 1820-х гг. в недостижимости немедленного
воплощения в жизнь заветов Разума и разочаровавшегося в современном ему
«просвещенном» поколении, эгоистически разобщенном и отравленном скепсисом.
Апогей прижизненной славы Пушкина падает на первые годы после возвращения
поэта из ссылки. Во второй половине 1820-х гг. выходит девятнадцать
пушкинских изданий из тридцати четырех, вообще опубликованных при его
жизни. Многие пушкинские произведения появились в это время вторым изданием
(а поэма «Бахчисарайский фонтан» даже третьим). В своем творчестве Пушкин
уходил стремительно вперед, а в литературном сознании того времени он
оставался романтиком, и в пору окончательного упрочения романтических
тенденций русской литературы, связанных с духовным кризисом, который
переживало русское общество последекабристской эпохи, в Пушкине видят
безусловного лидера литературного движения.

В «Литературных мечтаниях»
(1834) Белинский, выражая общее мнение, писал: «Пушкин царствовал десять
лет: ..Борис Годунов» был последним великим его подвигом; в третьей части
полного собрания его стихотворений замерли звуки его гармоническ

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного...смотреть целиком
  3. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  4. Любовная лирика Пушкина
    Любовь - самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Отношение П-на к любви менялось на протяжении всей его жизни. В юности П в любви был язычником, но с возрастом отношение...смотреть целиком
  5. Стихи А.С.Пушкина о природе.
    Пейзажная лирика Пушкина отражает острое восприятие поэтичности окружающего человека мира. Каждая деталь пейзажа красочна, выразительна и метка, она служит воплощением идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает...смотреть целиком
  6. ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА
    Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. Поэт верит, что Россия выдержит любые испытания, у нее есть верные, любящие сыны, готовые отдать во имя общественного блага свои жизни. И пока страна...смотреть целиком
  7. Любовь в творчестве Пушкина  Новое!
    "Моя женитьба на Натали (это, замечу в скобках, моя сто тринадцатая любовь) решена", - признался как-то Пушкин в письме княгине В.Ф. Вяземской весной 1830 года. Может быть, это откровение было шуткой или молодецкой бравадой. Но, так или иначе,...смотреть целиком