Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насыщена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. Мотивы любви в его стихах нередко сливаются с мотивами творчества; патриотические мотивы пронизывают стихи о свободе; тема борьбы за свободу переплавляется в тему высокой и верной дружбы, и часто стихотворения приобретают философское звучание. Однако именно в поздних стихах раздумья поэта о своей жизни, размышления об окружающей действительности поднимаются до высот философских обобщений и художественного совершенства.
«Элегия» (1831г) – одно из лучших стихотворений у Пушкина. Оно разделено на две взаимосвязанные части и состоит из 14 стихов: в первой части – шесть, во второй – восемь. Четырнадцать строк – это количество стихов в сонете. Но в нем другая рифмовка. В пушкинском стихотворении рифмуются соседние строки: «веселье» - «похмелье», «дней» - «сильней» и т.д. Пушкин заключает свои поэтические мысли в предельно жесткую форму и этим достигает потрясающей силы смысловой емкости. В четырнадцать строк он вмещает жизнь души в ее прошедшем, настоящем и будущем.
Сначала взгляд поэта обращается в прошлое: «Безумных лет угасшее веселье…» Воспоминания о юности не исчезают: печаль о ней «чем старе, тем сильней» обжигает сердце. Настоящее, как и прошлое, наполнено горечью: «Мой путь уныл». И будущее кажется совершенно безотрадным: «…Сулит мне горе». Пушкин использует традиционные для поэтического языка той эпохи образы, сравнивая веселье - с вином, горе – с похмельем, жизненные печали – с бурным морем. Эпитеты «безумных лет», «смутное похмелье», «волнуемое море» создают почти трагическое настроение. Главный образ, вызывающий горестные предчувствия, – метафора «грядущего волнуемое море». Море не только символ жизненных неурядиц, но и символ возможной близкой смерти.
Вторая часть стихотворения начинается противительным союзом «но» и таким образом разрушает настроение безысходности первой части. Поэт, вопреки традиционным элегиям, воспевает страдание: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Глаголы первой части стихотворения противопоставлены глаголам второй половины. Спад настроения идет до слов: «Но не хочу, о други, умирать…» Затем Пушкин использует глаголы будущего времени, и с помощью этого приема выражает надежду на грядущее: «будут наслажденья», «гармонией упьюсь», «слезами обольюсь». Развивая образ вина, как символа наслаждения из первой части, поэт верит: «Порой опять гармонией упьюсь». Гармония – ключевое слово в словаре пушкинской лирики. Это символ творчества, вдохновения. Поэт верит в силу искусства, в его способность возрождать уставшие души.
Заканчивая стихотворение, Пушкин снова использует образ «печали минувших дней» из первой части. Теперь эта метафора переходит в эпитет «закат печальный» и метафору «улыбка прощальная». Таким образом, в «Элегии» Пушкин утверждает, что жизнь прекрасна, несмотря на страдания и муки, что творчество и любовь спасают от безверия, уныния. Он не отрицает мир, полный страданий, а утверждает его. Поэт делает философские открытия, познавая себя. В этом монологе «лирический герой» совпадает с образом автора. Раскрывая свои мысли, ощущения, Пушкин помогает всем познать свою душу и общие законы человеческой жизни.
«…Вновь я посетил…» тоже является вершиной философской лирики Пушкина. Жизнь показана

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  3. ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
    В сороковые годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был написан цикл статей "Сочинения Александра Пушкина", состоящий из одиннадцати статей. Пятая статья посвящена лирике Пушкина. "Тайна пушкинского стиха была заключена...смотреть целиком
  4. О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. А. С. Пушкин Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное,...смотреть целиком
  5. “В МОЙ ЖЕСТОКИЙ ВЕК ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ" (по произведениям А.С. Пушкина)
    Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба. В.Г. Белинский Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде,...смотреть целиком
  6. ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА
    Пушкин...! Когда вспоминаешь этого замечательного поэта, перед тобой возникают тирады стихов о любви и дружбе, чести и Родине, возникают образы Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже более 100 лет люди обращаются к его поэзии, находя...смотреть целиком
  7. Рассуждения и надежды Пушкина о будущем России  Новое!
    Пушкин часто размышляет о судьбе, роли и значении просвещенного дворянства. Оно представляется ему прогрессивной силой русского общества, имеющей в прошлом значительные заслуги. В «Заметках о русском дворянстве» и других исторических набросках этих лет...смотреть целиком