Прохождение школы Батюшкова - Жуковского, двух поэтов, у которых культура русского стиха достигла для того времени совершенства, имело чрезвычайно важное значение и для развития художественного мастерства Пушкина. На двойной основе - стиха Батюшкова с его пластичностью, скульптурностью, «зримостью глазу» и стиха Жуковского с его музыкальностью, богатством мелодических оттенков, способных передавать тончайшие движения души и сердца,- вырабатывается тот качественно новый, небывалый по своей художественности пушкинский стих, первые образцы которого мы встречаем уже в некоторых лицейских произведениях поэта и который с таким несравненным блеском даст себя’ знать во всем его творчестве. Жуковский уже в 1815 г. отзывался о Пушкине как о «будущем гиганте, который всех нас перерастет». «О, как стал писать этот злодей!» - воскликнул Батюшков, прочитав послание Пушкина «Юрьеву» (1820).

Еще на лицейской скамье стал Пушкин и активным участником той ожесточенной литературной борьбы, которая разгорелась между сторонниками «Беседы любителей русского слова» и «арзамасцами», считавшими его членом своего кружка и присвоившими ему арзамасское имя Сверчок. Не имея возможности лично присутствовать на заседаниях «Арзамаса», Пушкин громил в своих стихах «друзей непросвещенья», поборников «тьмы», «угрюмых певцов» «Беседы».

Лицейское творчество Пушкина носит по преимуществу лирический, в широком смысле этого слова, характер. Но уже тогда он стремится выйти из круга только лирики, пробует свои силы в тех родах словесного творчества, которые дают возможность более широкого охвата явлений действительности,- в области эпоса, драмы. Он пытается писать комедии, романы, поэмы, задумывает дать развернутое описание природы и быта Царского Села, его жителей. Большинство этих произведений или не было закончено, или не сохранилось. Но уже в этих попытках намечается широта горизонтов пушкинского творчества, тот почти всеобъемлющий диапазон, который приобретет оно в будущем.



В поисках образцов Пушкин обращается к одной из самых прогрессивных традиций предшествовавшей ему литературы - к писателям так называемого сатирического направления XVIII в., произведения которых были наиболее связаны с жизнью, заключали в себе больше всего элементов народности и реализма: автору «Недоросля» Фонвизину, «бесценному шутнику» Крылову. В сатирической поэме 1815 г. «Тень Фонвизина» Пушкин ставит своей задачей взглянуть на окружающее глазами «творца, списавшего Простакову», «известного русского весельчака», «насмешника Дениса». Начатую тогда же сказочно-сатирическую поэму «Бова», ряд строк которой перекликается с шуто-трагедией Крылова «Трумф» («Подщипа»), поэт пишет вслед за одноименной поэмой Радищева. Очень важно, что уже в лицейские годы Пушкин знакомится с рядом произведений Радищева, которые вошли в посмертное издание его сочинений, вышедшее в 1807-1811 гг. Многие суждения Радищева оказывают несомненное влияние на формирование литературных взглядов Пушкина-лицеиста. Знакомство с материалистическим философским трактатом Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии», безусловно, способствовало развитию его собственного материалистического миросозерцания [стихотворение «Безверие» (1817), прочитанное им на выпускном лицейском экзамене].


Окончив в июне 1817 г. лицей и зачислившись на службу в Коллегию иностранных дел, А. С. Пушкин поселяется в Петербурге. Вырвавшись из лицейского «заточенья», поэт не только жадно предается светским развлечениям, но и активно включается в литературную и общественную жизнь столицы. Он посещает заседания «Арзамаса», членом которого теперь фактически становится; позднее (в 1819 г.) вступает в литературно-политический кружок «Зеленая лампа» - негласный филиал «Союза благоденствия», сближается с А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным.

В стране все более сгущалась политическая реакция, и в то же время в передовых кругах дворянства усиливались оппозиционные настроения, нарастал протест против крепостничества, самодержавного произвола, палочного аракчеевского режима. Начали возникать тайные общества, подымалась первая волна движения дворянских революционеров - будущих декабристов. Ближайшие лицейские друзья Пушкина - И. И. Пущин, В. Д. Вольховский - сразу же по окончании лицея вступили в первое тайное общество - «Союз спасения», руководители которого нашли, что по мнениям и убеждениям, вынесенным ими из лицея, они вполне готовы «для дела». По авторитетному свидетельству Пущина, полностью разделял его политические взгляды и Пушкин.

Беспечно-веселые стихи Пушкина этой поры, которые развивали традиции его лицейской анакреонтики и в которых он славил радости земного бытия, Вакха и Киприду, были не только проявлением избытка молодости, кипящих жизненных сил, но и своеобразной формой протеста против тех настроений ханжества и мистицизма, которыми были охвачены круги высшего придворного общества во главе с Александром I и его ближайшим окружением и которые определяли собой антипросветительскую правительственную политику конца 10-х - первой половины 20-х годов.

Похожие сочинения

  1. Исторические произведения Пушкина  Новое!
    Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годовщина", "Полтава", "Медный всадник", "Борис...смотреть целиком
  2. Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности,...смотреть целиком
  3. Тайны произведения Пушкина "Пиковая дама"
    Тайна первая: отсутствие имени у Германна. Не трудно заметить, что у главного героя произведения отсутствует имя (а может быть — фамилия). Докажем, что «Германн» — это фамилия. Поведем доказательство от противного: пусть «Германн» — это имя. Но в этом...смотреть целиком
  4. Болдинская осень
    Но я не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья... А. Пушкин Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. В Петербурге его ждал суровый выговор за самовольную...смотреть целиком
  5. Народность в поэтике Пушкина
    Поэтому путь, по которому пошел Пушкин Е тридцатые годы, был единственно верным путем, так как он отвечал коренным задачам общественно-исторического развития России. Народность, понимаемая не в качестве элементарной стилизации под так называемый «народный...смотреть целиком
  6. “В МОЙ ЖЕСТОКИЙ ВЕК ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ" (по произведениям А.С. Пушкина)
    Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба. В.Г. Белинский Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде,...смотреть целиком
  7. Мой Пушкин (4)
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин... Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле вот уже полтора века, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных — ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь понять,...смотреть целиком