Пушкин не ограничивается лирикой, он стремится к большим поэтическим формам. В первой своей лицейской поэме — «Монах» (1813), фривольные мотивы и образы которой возникают у Пушкина под влиянием поэмы Вольтера «Орлеанская девственница», поэт направляет сатирические стрелы против монахов и придворных кругов. От лицейской поэмы «Монах» идет путь к атеистической поэме Пушкина «Гавриилиада». В подражание Радищеву Пушкин начинает писать сказочную поэму «Бова», исполненную намеков на политические события того времени. Поэт пробует свои силы и в области драматургии (большая комедия в стихах «Философ», до нас не дошедшая). В лицее была начата им и поэма «Руслан и Людмила».

Таким образом, уже в лицейской поэзии Пушкина проявляется многообразие жанров. Особенно разнообразен он в лирике, творчески используя все малые жанры тогдашней русской поэзии — оды, дружеские послания, предромантическую элегию, размышления, любовные послания, сатиру, эпиграмму, басню. Чрезвычайно разнообразен и поэтический стиль Пушкина-лицеиста. Ему в равной степени были доступны дер-жавинская патетика, витийственная лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, Давыдовский гусарский стиль, басенно-разговорный стих Крылова. И уже в лицейской поэзии Пушкин стремится к простоте, ясности и естественности стиля.


Известность Пушкина выходит за стены лицея. Пушкин сближается с поэтами Жуковским, Батюшковым, II. А. Вяземским. С волнением Жуковский в сентябре, 1815 г. писал Вяземскому о юном Пушкине: «Это надежда пашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не помешал себе созреть! Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет»


В конце марта 1816 г. в часы классных занятий лицеистов посетили Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, В. Л. Пушкин^«Карамзин, вызвав Пушкина, сказал: «Пари, как орел, но не останавливайся в полете». — И он с раздутыми ноздрями — выражение его лица при сильном волнении — сел на место при общем приличном приветствии товарищей», — вспоминал лицеист Малиновский. В 1816 г. Пушкин часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе, беседуя с ним на темы русской истории. Вероятно, еще в лицее он становится членом литературного общества «Арзамас».
Не ограничившись полемикой в области литературного языка и стремясь к распространению своих взглядов, Л. С. Шишков основал в 1811 г. общество «Беседа любителей русского слова» с участием поэта Державина и других сторонников классицизма.

Нападки «Беседы» были направлены главным образом против карамзинистов. Но приблизительно с 1815 г. начались нападения шишковцев и на Жуковского, в романтической поэзии которого члены «Беседы» справедливо усмотрели дальнейшее развитие новаторской системы Карамзина. В 1815 г. появилась комедия Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой в образе поэта Фиалкина, всем надоевшего своими балладами, осмеивались Жуковский и его поэзия. Комедия породила ожесточенную полемику.

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  3. Мой Пушкин (4)
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин... Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле вот уже полтора века, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных — ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь понять,...смотреть целиком
  4. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  5. Лирический герой в произведениях русских поэтов
    Ранняя лирика Пушкина, передавая, переживания самого поэта, в то же время создает образ не только гениального юноши поэта, но типического представителя передовой дворянской молодежи того времени, выраставшего и духовно формировавшегося в раскаленной...смотреть целиком
  6. От Одиссея до Пушкина
    "Поэма" в переводе с греческого языка значит творение. Поэмами называются поэтические рассказы о замечательных событиях из жизни выдающихся личностей. Эпическая поэзия получила свое название от греческого слова "эпос", что значит...смотреть целиком
  7. Кавказ в лирике Пушкина и Лермонтова   Новое!
    Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, "где люди вольны, как орлы". Кавказ называли "Тёплой Сибирью"; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в "настоящем...смотреть целиком