«Характеристическая черта гения Пушкина, писал о поэте И. И. Пущин, —
разнообрапие. Не было почти явления в природе, события в обыденной
общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и
неподражаемых звуков его музы: п потому простор и свобода, для всякого
человека бесценные, для него были. сверх того, могущественнейшими
вдохновителями». IJ Впервые эта «характеристическая черта» возобладала в
творчестве Пушкина в начале 1820-х гг. Сравнительно узкий круг как
лицейских, так и петербургских впечатлений сменился для ссыльного поэта
ошеломляюще бескрайними просторами.

Время южной ссылки Пушкина совпало с рядом исторических событий, которые
на первом этапе внушали надежду на достижимость идеалов свободы и
вольности. Героика современной истории получила отражение в лирике Пушкина
1820-х гг. («Эллеферия, пред тобой», «Война», «Кинжал»). Естественным было
и стремление Пушкина обратиться к героическим темам русской истории, что
определило замыслы поэм «Мстислав» и «Вадим», — последний из этих замыслов
приобрел и драматургическую форму.

Для осмысления эволюции творческого метода Пушкина в начале 1820-х гг.
принципиальное значение имеют его искренние попытки следовать заветам
декабристской критики, не увенчавшиеся, однако, успехом. 1 марта 1822 г.
Пушкин переписал набело только что законченную «Песнь о вещем Олеге».
Еще в конце июля 1821 г. Пушкин в черновой тетради набросал следующий
план: «Олег — в Византию — Игорь и Ольга — поход» . Портреты Олега и Игоря
изображены в верхней части того же листа и отчасти перекрывают начало
какого-то письма на французском языке.

Декабристская критика весьма сдержанно оценила «Песнь о вещем Олеге»,
осуждая в ней отход Пушкина от воспевания героики прошлого. Между тем
свободолюбивый пафос пушкинской баллады несомненен, хотя и заключается не в
описании подвигов легендарного князя,а в прославлении «правдивого и
свободного вещего языка» поэзии, не подвластного суду соврсменников.
Пушкин одним из первых в России

предощутил трагический поворот русской истории, не было ничего
странного. Декабристского восстания с его исходом, конечное то время никто
не мог предугадать, но «первый декабрист», В. Ф. Раевский, уже появился.
Впрочем, не был ли «первым декабристом» сам Пушкин, еще за три года до
восстания сосланный за свободолюбивые стихи, которые с восторгом
воспринимались в широких кругах дворянской интеллигенции, в чем, казалось
бы. можно было видеть залог торжества «духа времени»? Однако история
показала, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина
романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные
законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и
прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской
музы.

Автографы поэмы «Бахчисарайский фонтан» разбросаны по нескольким рабочим
тетрадям Пушкина и дошли до нас в малой своей части. Они наглядно
свидетельствуют о том, что замысел, вылившийся в поэму, вызревал на
протяжении нескольких лет и, по всей вероятности, претерпевал за это время
существенные изменения.

Творческая история поэмы обследована Г. О. Винокуром, готовившим текст для
академического издания, и изложена им в специальной статье. Его наблюдения
над рукописями поэмы в основном точны, если не считать убежденности
исследователя в том, что уже «в течение летних месяцев 1822 г. возник
черновой остов поэмы. (...) Вероятно, только заключительная часть
оставалась «необработанной «

Черновые записи Пушкина 1822 г. свидетельствуют, как настойчиво он
пытался отделаться от байроновского «диктата» в поэме, в полной мере
обнаружившегося в «Кавказском пленнике». Пушкин готов был даже возвратиться
к «архаичным» формам поэмного повествования, отчасти уже преодоленным в
«Руслане и Людмиле», снова принимаясь за «Бову». Более всего в 1822 г.
продвинулся замысел поэмы о раз-бойниках, в сюжете которой отчасти
использовалась народная драма «Лодка». Впоследствии Пушкин писал, что он
сжег эту поэму. От нее остался один эпизод, «Вратья разбойники». где,
основываясь на реальном происшествии, он вполне самостоятельно развил тему,
лишь слегка намеченную в байроновском «Корсаре», в описании острова
пиратов.

Похожие сочинения

  1. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  2. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  3. ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
    В сороковые годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был написан цикл статей "Сочинения Александра Пушкина", состоящий из одиннадцати статей. Пятая статья посвящена лирике Пушкина. "Тайна пушкинского стиха была заключена...смотреть целиком
  4. «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (4)
    Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа...смотреть целиком
  5. Тема свободы в творчестве Пушкина
    огда это будет и как народ обретет свободу — это вопрос особый и в творчестве Пушкина один из важнейших. Достаточно сказать, что его исследованию посвящены многие страницы таких произведений, как «Борис Годунов», «Дубровский», «История Пугачева», «Капитанская...смотреть целиком
  6. От Одиссея до Пушкина
    "Поэма" в переводе с греческого языка значит творение. Поэмами называются поэтические рассказы о замечательных событиях из жизни выдающихся личностей. Эпическая поэзия получила свое название от греческого слова "эпос", что значит...смотреть целиком
  7. Мотивы дороги и ветра в творчестве Пушкина
    Мотивы дороги и ветра не были индивидуальными мотивами пушкинского творчества. Они имели давнюю традицию в русской литературе, и Пушкин, включая их в свои произведения, во многом использовал опыт предшественников. Для Пушкина “южного” периода мотив...смотреть целиком