В плане национальном Пушкин — первый русский поэт-европеец. Благодаря его поэзии русская культура стала одной из составных частей культуры европейской с ее сложными и глубокими разногласиями великой исторической эпохи перехода от средневековья и феодализма к буржуазным отношениям нового времени. С Пушкиным окончательно вошли в русскую жизнь тематика и тональность всего мира. В то же время Пушкин национальный в широком понимании, поскольку его творчество отобразило русскую действительность эпохи, ее буржуазное становление со всеми присущими ей разногласиями. Пушкин — человек нового, послереволюционного времени, который ощущает и мыслит сугубо исторически, и его «гражданство всего мира» делает его участником страданий и радости культурного европейца своего времени.



Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он называл ее просто — Наталья. Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и вместе с тем испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное в столетиях прошлых и в столетии нынешнем. Марина Цветаева, например, писала о ней: «Гончарова просто фатальная женщина, то пустое место, вокруг которого сталкиваются все силы и страсти. Гончарова — не причина, а повод смерти Пушкина.

Влечение Пушкина к Гончаровой — это влечение гения к нулю. Он хотел нуль, так как сам был всем. А судьба выбрала самое простое и верное орудие смерти — красавицу». Кто-то - завидовал, кто-то - злословил, кто-то - старался очернить ее. А Пушкин будто бы ощущал, что его счастье не может быть продолжительным, поэтому и просил Брюллова нарисовать этот портрет, чтобы оставить образ прекрасной женщины для потомков… Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении - именно такой она возникает перед нами на портрете, именно такой ее видел великий поэт и был влюблен в нее - свою жену.