В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихотворным находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства.
Процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина русской художественной прозы, которая стояла бы на уровне его достижений в области стиха, был начат им, когда он принялся за работу над историческим романом \"Арап Петра Великого\".
Пушкин несколько романтизировал облик героя — своего прадеда по матери Ганнибала. Но в то же время он сумел на крайне ограниченном пространстве дать правдивую и вместе с тем необыкновенно красочную и остро выразительную картину жизни и быта петербургской эпохи — периода ломки всего старого, отжившего и создания новой русской государственности. Однако взыскательный художник был не удовлетворен своим начальным прозаическим опытом и оставил работу над ним.
Цикл \"Повестей Белкина\" явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и роман в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина и своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. \"Повести и романы читаются всеми и везде\", — отмечал он.
В бесхитростный пересказ разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей, Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чувства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обобщений, что его \"Повести Белкина\" являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
В повестях Пушкин существенно расширяет, демократизирует круг явлений действительности, входящих в сферу его творческого внимания. Наряду с картинами поместной жизни (\"Метель\", \"Барышня-крестьянка\") перед нами развертывается быт армейского офицерства (\"Выстрел\"), городских ремесленников (\"Гробовщик\"), мелкого чиновничества (\"Станционный смотритель\"), наконец, жизнь крепостного крестьянства (\"История села Горюхина\").
\"Повести Белкина\" отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей.
Если в \"Арапе Петра Великого\" Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в \"Станционном смотрителе\" он приподнял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в \"Повестях Белкина\", поистине \"натуральную\" действительность, жизнь, которая \"живет\", как восторженно твердил устами одного из своих героев Достоевский. Этим объясняется огромное значение, которое имел \"Станционный смотритель\" в дальне

Похожие сочинения

  1. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  2. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  3. Мой Пушкин (4)
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин... Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле вот уже полтора века, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных — ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь понять,...смотреть целиком
  4. «Хочу воспеть свободу миру...» (по вольнолюбивой лирике А. С. Пушкина)
    “Простой воспитанник природы, Так я, бывало, воспевал Мечту прекрасную свободы...” Безусловно, для каждого из нас, читавших Пушкина взахлеб или возвращавшихся к нему время от времени, есть в безбрежном океане его лирики наиболее близкие разуму и...смотреть целиком
  5. Лирический герой в произведениях русских поэтов
    Ранняя лирика Пушкина, передавая, переживания самого поэта, в то же время создает образ не только гениального юноши поэта, но типического представителя передовой дворянской молодежи того времени, выраставшего и духовно формировавшегося в раскаленной...смотреть целиком
  6. Философский поиск истинной свободы в лирике Пушкина
    Тема свободы, или вольности, – центральная тема произведений Пушкина. В разные периоды его творчества он представлял ее поразному. Так, например, во время обучения в Лицее для него проявлением вольности было несогласие с профессорами, преподающими там,...смотреть целиком
  7. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
    По стихотворениям: “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824; “Пророк”, 1826; “Поэт”, 1827; “Чернь”, 1828; “Поэту”, 1830; “Эхо”, 1831; “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, 1836. Поэзию...смотреть целиком