Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом — стихом, но в нем были все оттенки пушкинских переживаний, настроений, мыслей. Его стихи — остановившееся вдохновение, замершее для

того, чтобы, перелившись в нас, ожить снова. Такую магическую, особенную силу имеет

любовная лирика Пушкина.

Этому жанру поэт отдал дань еще в лицейские годы. Стихи его в этот период наивны, отличаются большой долей книжности, лишь в редком прозвенит настоящая слеза, настоящее, а не придуманное чувство “певца любви, певца своей печали”. И только когда души поэта коснулось настоящее чувство, когда он познал его глубину, стихи зазвучали

правдиво и человечно.

Любовная лирика Пушкина всегда была высокой лирикой. Земная в своей основе, она выражает очень чистое чувство, поистине духовное. Поэт считал, что поэзия унижается низкими описаниями, горячащими воображение.

Лишь юности и красоты Поклонником быть должен гений,—пишет он.


Весь строй жизни пушкинского времени был таков, что любовь занимала исключительное место в поэзии. “Науке страницы нежной” отдал дань и Пушкин, но он отличался от прочих ем, что поэтизировал предмет своей любви, выводил его на пьедестал:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


Эти стихи, как известно, посвящены А.П. Керн, реальные отношения с которой были у Пушкина неровными, не такими возвышенными, но стихи увековечили навсегда ее “небесные черты”, “голос нежный” — его божество и вдохновенье. Такая любовь воскрешала желание жить, творить, желать славы, “чтоб именем моим твой слух был поражен всечастно...” Но за этими строчками уже другая

История любви, другая женщина.


Расставшись с Е.К. Воронцовой, Пушкин с нетерпением ждал писем, а получив, медлил расстаться с ними:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости любви.


Здесь каждая строчка дышит чувством, передано ощущение каждой минуты: “...вспыхнули пылают — легкий дым, ( Виясь, теряется с молением моим”. Ничего не остается, лишь пепел напоминает о былом, но и он отрада в разлуке.

Для любящего сердца все важно. Даже ненароком вырвавшееся слово. Когда А.А. Оленина ошиблась, говоря Пушкину “ты”, на другое утро он привез ей стихи:

Пустое “вы” сердечным “ты”

Она, обмолвясь, заменила;

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.


Позже, в стихотворении “Признание”, полушутливом объяснении в любви, он разовьет эту тему:

Ах, обмануть меня не трудно!

Я сам обманываться рад.


Пушкин очень точно передает болезненное состояние безответной любви, муки ревности и резкий переход от радости к огорчению из-за малейшего пустяка.

Совсем по-другому написано стихотворение “Мадона”. Оно не так легко и игриво, поэт придал ему форму сонета, потому что это не просто признание в любви. Наконец-то Пушкин надеется обрести дом и выбрал себе невесту, Наталью Гончарову. Она отличалась нежной, акварельной красотой и напоминала Мадонну.

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Став женой Пушкина, Наталья Николаевна достойно исполняла свою роль”, и он действительно любил ее: лицо, которое считал ни с чем не сравнимым, но больше всего душу своей Мадонны.

После женитьбы тема любви в лирике Пушкина звучит приглушенней, он не смеет, не может “волнениям любви бездумно предаваться”, но любуется красотой и юностью по-прежнему.

Пушкину не удалось исчерпать себя, свой могучий дар. Но то, что он написал, живет в каждом из нас, заставляя быть искренним, чутким, каким был он, когда душой начертал: “Я вас любил...” Может быть, эти строчки помнил Тютчев, сказав:


Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет!

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Стихотворение А.С.Пушкина «...Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время. Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут...смотреть целиком
  5. Автопортрет Пушкина 1829 года
    Передо мной автопортрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный поэтом в тысяча восемьсот двадцать девятом году. Четкие резкие линии, почти шаржевая манера. Часто на полях рукописей поэт рисует своих героев, себя или близких. Этот автопортрет появляется...смотреть целиком
  6. Мотивы дороги и ветра в творчестве Пушкина
    Мотивы дороги и ветра не были индивидуальными мотивами пушкинского творчества. Они имели давнюю традицию в русской литературе, и Пушкин, включая их в свои произведения, во многом использовал опыт предшественников. Для Пушкина “южного” периода мотив...смотреть целиком
  7. «Южный» период расцвет пушкинского романтизма  Новое!
    Годы южной ссылки - поездка на Кавказ и в Крым, пребывание в Кишиневе (1820-1823) и Одессе (1823-1824) сыграли важную роль в идейно-творческом развитии Пушкина. «Южный» период - период расцвета пушкинского романтизма - был и периодом его стремительного...смотреть целиком