А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию,
и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной
жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он
не только жил, но и писал.
И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное
и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь
русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно,
без восторга.
Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама
жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе,
посмертная слава, муки творчества - все это становится объектом
поэтического исследования. В своей поэзии Пушкин наследовал
лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее
выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии.
Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты
всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению \"Я памятник себе
воздвиг...\" Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация \"Я
воздвиг памятник\". Строки этого, стихотворения перекликаются со
строками Ломоносова \"Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше
пирамид и крепче меди...\" и с чувствами Державина: \"Я памятник себе
воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...\". Но
Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, \"обходя моря и
земли, глаголом жечь сердца людей\".
Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное
множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-
новому понимаешь их содержание.
\"Что же было предметом его поэзии?\" - спрашивал Гоголь. И отвечал:
\"Все стало предметом\".

Пушкин был больше, чем поэт. Это был
историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху.
Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким
взглядом художника и тонким слухом музыканта:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...
Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые
порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты
катишь волны голубые И блещешь гордою красой.
Именно в стихотворении \"К морю\" Пушкин ассоциирует образ моря с
неспокойной бурной стихией, со \"свободной стихией\" борьбы.
Другое настроение воплощено в стихотворении \"Я помню чудное
мгновенье\". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и
о том, как его жизнь повлияла на это чувство: \"...Звучал мне долго
голос нежный, И снились милые черты\". Стихотворение построено на
сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим
чередом \"в глуши, во мраке заточенья\", но любовь - это божество и
вдохновенье, которые торжествуют над жизнью. Или - другая тема.
Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во время чумы,
всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь
жизнь-смерть непрерывна. \"Эта черная телега имеет право всюду
разъезжать\". И на одном из этих празднеств, окаймленных черной
смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы
и раскрывает глубины обезумевшего сердца:
Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном
океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И
в дуновении чумы! - Все, все, что гибелью грозит, Для сердца
смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть
залог.
Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием
добра.Не только определенные сюжеты и общий
строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их,
ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью.
Пушкин \"видел и внимал\" всю окружающую жизнь. Его произведения
именно поэтому так близки многим читателем. Он смог \"жить, чтоб
мыслить и страдать\", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе
с Пушкиным.