Страница: [ 1 ]  2  

Создавая образы исторических лиц, Пушкин решительно выступал против их принижения. В известном письме к Вяземскому по поводу записок Байрона он резко критиковал "толпу", которая "в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы, - иначе". Пушкин понимал, что если человек стал исторической личностью, это значит, что, хотя "ничто человеческое ему не чуждо", в нем есть нечто значительное, такое, что отличает его от обыкновенных людей, и задача художника - понять и раскрыть это. Поэтому он призывал Вяземского "оставить любопытство толпе и быть заодно с гением" (там же). Следуя этому принципу, Пушкин в своих художественных произведениях, в отличие от научных исследований, "идеализировал" исторических лиц. Эта идеализация шла у него в нескольких направлениях. Одно из них связано с развитием патриотических и великодержавных настроений, которое определило серьезные изменения в оценке Пушкиным российских государственных деятелей, в частности Екатерины II, Александра I и особенно Петра I. Если в "Заметках по русской истории XVIII века" (1822) он называет Екатерину "Тартюфом в юбке и в короне" и, признавая ее достижения во внешней политике, резко критикует ее личные качества и ее внутреннюю политику, то позже он неоднократно называет ее "великой женой".


В еще большей степени это относится к Петру Первому. Пушкин всегда им восхищался, но это не помешало ему написать в "Заметках по русской истории XVIII века" о том, что "все состояния, окованные без разбора, были равны пред его дубинкою. Все дрожало, все безмолвно повиновалось". В "Истории Петра" он неоднократно упоминает о деспотизме и жестокости Петра. Совсем по-другому выглядит Петр в "Полтаве", где он показан в момент его исторического триумфа, определившего будущее России. Для Пушкина как автора "Полтавы" он полубог, "вдохновенный свыше", "он весь как Божия гроза", из всех государственных деятелей своего времени лишь он "воздвиг огромный памятник себе"

В изображении исторических событий начала XVIII века Пушкин в основном следует достоверным фактам, однако ради прославления Петра он или затушевывает, или опускает те эпизоды, которые могли бы хоть как-нибудь скомпрометировать "самодержавного великана". С этой же целью он прибегает к одическому стилю в духе поэзии неоклассицизма. Изображая Мазепу, Пушкин, напротив, убирает почти все, что могло бы характеризовать его с положительной стороны, так что украинский гетман предстает перед читателем как мелодраматический злодей, который "не ведает святыни", "не помнит благостыни" и "не любит ничего", который соблазняет невинную девушку, свою крестницу и дочь своего друга, и становится виновником ее гибели.

Во вступлении к "Медному всаднику", где речь идет еще об одном судьбоносном деянии Петра - основании Петербурга, - Пушкин идеализирует своего любимого исторического героя еще больше, чем в "Полтаве": здесь он называет его "властелином судьбы" и уподобляет библейскому богу-творцу, превращающему хаос в космос. Пушкин, несомненно, знал, каких огромных усилий и жертв стоило России строительство Петербурга, и в главной части поэмы показал, чем оно обернулось для "маленького человека", но во вступлении он утверждает, что все жертвы оправданы величием и красотой города и тем, что, построив его, Петр прорубил "окно в Европу" и сделал Россию великой державой.

В творчестве Пушкина можно обнаружить и другое направление идеализации исторических лиц. Перечисляя в "Памятнике" свои заслуги перед народом, он на первом месте упомянул то, что "чувства добрые он лирой пробуждал". Это, конечно, не значит, что Пушкин занимался примитивным морализированием; напротив, он полагал, что "цель художества есть идеал, а не нравоучение" и что "поэзия выше нравственности - или по крайней мере, совсем другое дело". Их "очеловечивание" можно увидеть и в "Арапе Петра Великого", где Петр, в отличие от "Полтавы", показан "домашним образом", без возвышающих его котурнов, и особенно в произведениях, в которых главными героями являются "исторические" преступники. Так, в "Годунове" Пушкин создает психологически сложные образы царя Бориса и Самозванца, в "Моцарте и Сальери" он изображает Сальери не как элементарного завистника, а как трагическую и противоречивую личность, и даже в Мазепе, когда тот мучительно переживает судьбу своей возлюбленной Марии, он находит нечто человеческое.

Персонажем, наиболее близким к пушкинскому идеалу правителя государства, можно, пожалуй, считать Дука из "Анджело". Имея его в виду, Ю. Лотман в своей статье "Идейная структура поэмы Пушкина "Анджело"" замечает: "Пушкинская поэма - апология не справедливости, а милости, не Закона, а Человека", а в статье "Идейная структура "Капитанской дочки"" пишет: "Справедливость - следование законам - осуждает на казнь сначала Клавдио, а затем и самого Анджело, милость - спасает их

Тема милости становится одной из основных для позднего Пушкина". В связи с этим Лотман вполне обоснованно проводит параллель между Дуком, простившим Анджело, и Пугачевым, который не только из благодарности спас Гринева от виселицы, но и впоследствии, вопреки своим классовым чувствам и советам товарищей, помог Гриневу и Маше Мироновой. Такую же параллель он проводит и между Дуком и Екатериной II, которая помиловала формально виноватого Гринева. Вспоминает Лотман и "Героя", в котором Поэт восхищается Наполеоном, видя его подлинное величие не в блеске воинской славы, а в том, что он, рискуя жизнью, проявляет милосердие к своим больным чумой солдатам, а также "Пир Петра Первого", где Пушкин, в отличие от "Полтавы", восхваляет Петра не за его военные и государственные достижения, а за то, что он "с подданным мирится;

Виноватому вину
Отпуская, веселится;
И прощанье торжествует,








Как победу над врагом"

Излишне напоминать, что в своих исторических работах Пушкин показал Екатерину и Пугачева совсем иначе, чем в "Капитанской дочке", что он прекрасно знал, что Петр далеко не всегда был милосерден к своим подданным, а тем более к "виноватым". Знал он и о сомнительной достоверности эпизода в Яффе. И, тем не менее, в указанных выше произведениях прибегал к "обману", потому что этот "обман" был "возвышающим". Он показывал, какими он хотел бы видеть исторических деятелей. Пушкин мечтал, пишет Лотман, "о формах государственной жизни, основанной на подлинно человеческих отношениях", однако как реалист он не мог не понимать, что эти мечты носят утопический характер, потому что в своей деятельности политики руководствуются не этическими, а совсем другими соображениями.

Пушкинский идеал заключает в себе не только гуманность, но и поэзию, ибо, как он писал Жуковскому, "цель поэзии - поэзия". И он ищет и находит ее в разбойниках и авантюристах, изображая которых он отбрасывает все, что принадлежит "низким истинам", предпочитая им "возвышающий обман". Хотя в 1825 году в письме к брату Пушкин назвал "единственным поэтическим лицом русской истории" Стеньку Разина, в наибольшей степени это определение относится к Пугачеву "Капитанской дочки". В письме к И. И. Дмитриеву Пушкин писал, что он не считает образ Пугачева идеализированным. Но это не значит, что Цветаева, которая придерживалась иного мнения, была не права, потому что под идеализацией Пушкин, судя по письму, имел в виду "байронизацию", т. е. превращение русского разбойника Емельки Пугачева в благородного мятежника вроде Лары.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Тайны произведения Пушкина "Пиковая дама"
    Тайна первая: отсутствие имени у Германна. Не трудно заметить, что у главного героя произведения отсутствует имя (а может быть — фамилия). Докажем, что «Германн» — это фамилия. Поведем доказательство от противного: пусть «Германн» — это имя. Но в этом...смотреть целиком
  5. О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. А. С. Пушкин Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное,...смотреть целиком
  6. Любовная лирика А.С.Пушкина.
    Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали...смотреть целиком
  7. Изучение жизненного и творческого пути Пушкина  Новое!
    Б. В. Томашевский предпринял изучение жизненного и творческого пути Пушкина, его литературного окружения и общения, отзывов критиков и читателей, конкретного социально-исторического фона деятельности писателя. Двухтомный труд «Пушкин. Кн. 1 (1813-1824)»,...смотреть целиком