Передовая идеология складывалась под влиянием уроков русской и западноевропейской истории конца XVIII — начала XIX в. и под воздействием идей французских просветителей XVIII в. Их влияние на русское дворянское общество имело двоякое и прямо противоположное значение. Вольтерьянство и материализм большинством более или менее просвещенных дворян, особенно высшего круга, были восприняты как оправдание той привилегированной эгоистической жизни, которой предавалось господствующее сословие в России. В своей работе «О развитии революционных идей в России» Герцен по этому поводу справедливо замечает: «Во Франции энциклопедисты, освобождая человека от старых предрассудков, внушали ему более высокие нравственные побуждения, делали его революционером. У нас же Вольтерова философия, разрывая последние узы, сдерживавшие полудикую натуру, ничем не заменяла старые верования и привычные нравственные обязанности. Она вооружала русского (Герцен имел в виду дворянство. — СП.) всеми орудиями диалектики и иронии, способными оправдать в его глазах собственную рабскую зависимость от государя и рабскую Зависимость крепостных от него самого. Неофиты цивилизации с жадностью набросились на чувственные удовольствия. Они отлично поняли призыв к эпикуреизму, но до их души не доходили торжественные звуки набата, призывавшего людей к великому возрождению».

Лучшие люди из дворян не оказались глухи к этому набату, звавшему человека к свободе, равенству и братству. Значение идейного вклада, внесенного в культуру Западной Европы и России веком Просвещения, ясно было еще Радищеву, восклицавшему в стихотворении «Осьмнадцатое столетие»:

О незабвенное столетие!
Радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет,
ясно созвездье вовек!





Передовая русская интеллигенция начала XIX в. также чутко восприняла великие принципы 1789 г., идеи Вольтера, Руссо, французских философов-материалистов. Вместе с тем возник интерес и к экономической науке. Трактат Адама Смита «О богатстве народов» был издан в переводе на русский язык.


Декабристы, черпавшие дух мужества и протеста в общих освободительных идеях века, уже продолжали русские революционные традиции, созданные Радищевым.
В первой четверти XIX в. в России значительное влияние приобрело масонство, распространившееся пе только среди консервативной части дворянской интеллигенции, но и среди передовой молодежи; некоторые вступили в масонские ложи еще за границей во время войн с Наполеоном. В целом масонство имело реакционно-мистический характер. Большинство дворян-масонов, подобно дворянам-вольтерьянцам, в масонско-христианских отвлеченных идеях и рассуждениях о человеколюбии, о служении ближнему топили острые и весьма конкретные социальные и нравственные вопросы о позоре крепостного рабства, о бесчеловечном порядке владения «крещеной собственностью». Иные использовали свое общение с масонами из сановных и придворных кругов для успешной карьеры. Все же и в масонском движении встречался политический радикализм. Из одного масонского документа («Исповедание веры франкмасонов») видно, например, что «великим предприятием» членов ложи считалось «вооружиться и восстать против недостойных узурпаторов, а если понадобится, то и умертвить их». В некоторых ложах отрицалось рабство людей, а это приводило к мысли о свержении креп

Похожие сочинения

  1. Тайны произведения Пушкина "Пиковая дама"
    Тайна первая: отсутствие имени у Германна. Не трудно заметить, что у главного героя произведения отсутствует имя (а может быть — фамилия). Докажем, что «Германн» — это фамилия. Поведем доказательство от противного: пусть «Германн» — это имя. Но в этом...смотреть целиком
  2. Мой Пушкин (4)
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин... Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле вот уже полтора века, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных — ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь понять,...смотреть целиком
  3. "Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова
    "Лишний человек", "лишние люди", "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова,...смотреть целиком
  4. Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
    Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь — целый мир, богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина,...смотреть целиком
  5. Тема свободы в творчестве Пушкина
    огда это будет и как народ обретет свободу — это вопрос особый и в творчестве Пушкина один из важнейших. Достаточно сказать, что его исследованию посвящены многие страницы таких произведений, как «Борис Годунов», «Дубровский», «История Пугачева», «Капитанская...смотреть целиком
  6. А. С. Пушкин и русская литература.
    ... Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит ... В Москве, в самом центре ее, на Пушкинской площади, против Тверского бульвара,...смотреть целиком
  7. Философская лирика Александра Пушкина  Новое!
    А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого,...смотреть целиком