Передовая идеология складывалась под влиянием уроков русской и западноевропейской истории конца XVIII — начала XIX в. и под воздействием идей французских просветителей XVIII в. Их влияние на русское дворянское общество имело двоякое и прямо противоположное значение. Вольтерьянство и материализм большинством более или менее просвещенных дворян, особенно высшего круга, были восприняты как оправдание той привилегированной эгоистической жизни, которой предавалось господствующее сословие в России. В своей работе «О развитии революционных идей в России» Герцен по этому поводу справедливо замечает: «Во Франции энциклопедисты, освобождая человека от старых предрассудков, внушали ему более высокие нравственные побуждения, делали его революционером. У нас же Вольтерова философия, разрывая последние узы, сдерживавшие полудикую натуру, ничем не заменяла старые верования и привычные нравственные обязанности. Она вооружала русского (Герцен имел в виду дворянство. — СП.) всеми орудиями диалектики и иронии, способными оправдать в его глазах собственную рабскую зависимость от государя и рабскую Зависимость крепостных от него самого. Неофиты цивилизации с жадностью набросились на чувственные удовольствия. Они отлично поняли призыв к эпикуреизму, но до их души не доходили торжественные звуки набата, призывавшего людей к великому возрождению».

Лучшие люди из дворян не оказались глухи к этому набату, звавшему человека к свободе, равенству и братству. Значение идейного вклада, внесенного в культуру Западной Европы и России веком Просвещения, ясно было еще Радищеву, восклицавшему в стихотворении «Осьмнадцатое столетие»:

О незабвенное столетие!
Радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет,
ясно созвездье вовек!





Передовая русская интеллигенция начала XIX в. также чутко восприняла великие принципы 1789 г., идеи Вольтера, Руссо, французских философов-материалистов. Вместе с тем возник интерес и к экономической науке. Трактат Адама Смита «О богатстве народов» был издан в переводе на русский язык.


Декабристы, черпавшие дух мужества и протеста в общих освободительных идеях века, уже продолжали русские революционные традиции, созданные Радищевым.
В первой четверти XIX в. в России значительное влияние приобрело масонство, распространившееся пе только среди консервативной части дворянской интеллигенции, но и среди передовой молодежи; некоторые вступили в масонские ложи еще за границей во время войн с Наполеоном. В целом масонство имело реакционно-мистический характер. Большинство дворян-масонов, подобно дворянам-вольтерьянцам, в масонско-христианских отвлеченных идеях и рассуждениях о человеколюбии, о служении ближнему топили острые и весьма конкретные социальные и нравственные вопросы о позоре крепостного рабства, о бесчеловечном порядке владения «крещеной собственностью». Иные использовали свое общение с масонами из сановных и придворных кругов для успешной карьеры. Все же и в масонском движении встречался политический радикализм. Из одного масонского документа («Исповедание веры франкмасонов») видно, например, что «великим предприятием» членов ложи считалось «вооружиться и восстать против недостойных узурпаторов, а если понадобится, то и умертвить их». В некоторых ложах отрицалось рабство людей, а это приводило к мысли о свержении крепостного права в России. В 1822 г. обеспокоенным правительством все масонские ложи в России были запрещены. С масонством были связаны и отдельные участники декабристского движения на первом этапе его развития — Пестель, Рылеев, С, И. Муравьев-Апостол, Трубецкой и другие. Но общий дух масонских лож и консервативные убеждения большинства масонов не соответствовали революционным целям декабристов. Передовую молодежь больше увлекало чтение произведений передовых мыслителей Запада, а также античных писателей — Плутарха, Цицерона, Тацита и других.

У части дворянской интеллигенции возникает интерес к немецкой идеалистической философии. Некоторые из будущих декабристов воспитываются в Геттингенском университете (пушкинский Ленский возвращается из «Германии туманной» поклонником Канта). Все большую популярность приобретает философия Шеллинга, положения которой пропагандировал в своих лекциях в Петербургском университете Галич, бывший преподавателем Царскосельского лицея, когда в нем учился Пушкин. В Москве в 1823 г. образуется «Общество любомудрия», участники которого — поэт Д. В. Веневитинов, В. Ф. Одоевский, братья Киреевские — увлекались немецкой идеалистической философией, в частности идеями Шеллинга.

Еще к концу XVIII в. относится пробуждение интереса передовых кругов русского общества к проблемам народности, но особенное значение вопрос этот приобретает в начале XIX в. В 1800 г. впервые появилось в печати «Слово о полку Игореве», а в 1804 г.— сборник «Древнейшие российские стихотворения» Кирши Данилова. Оба издания способствовали развитию интереса к древнерусской культуре, ее национальному своеобразию. Начинается собирание и исследование исторических и литературных памятников русской старины. А. X. Востоков предполагал издать в специальном сборнике «настоящие русские песни в простом, оригинальном их виде, который только можно восстановить тщательным сличением текстов, удерживаясь от всяких самовольных поправок» . На одном из заседаний «Дружеского литературного общества» Андрей Тургенев в марте 1801 г. выдвинул вопрос о национальном «характере российского народа»; этот же вопрос обсуждался и в «Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств».

Главную задачу преобразования России передовые русские люди видели в освобождении ее от крепостничества. «Теперь настало время освобождения пародов от угпетаю-щсго их рабства,— заявлял декабрист М. П. Бестужев-Рюмин,— и неужели русские, ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно отечественной, — русские, исторгшие Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма и не отличат себя благородной ревностью, когда дело пойдет о спасении отечества, счастливое преобразование коего зависит от любви нашей к свободе».