Страница: [ 1 ]  2  

Знаменитые
слова Белинского об “энциклопедии русской
жизни” можно отнести ко всему творчеству А,
С. Пушкина. Белинскому вторит и А. Григорьев:
“Пушкин — наше все”. Пушкин и тончайший
лирик, и философ, и автор увлекательных
романов, и учитель гуманизма, и историк. Для
многих из нас интерес к истории начинается
с чтения “Капитанской дочки” или “Арапа
Петра Великого”. Гринев и Mania Миронова
стали не только нашими спутниками и
друзьями, но и нравственными ориентирами.



Так
получилось, что мое знакомство с героями В.
Скотта, самоотверженным Айвенго, отважным
Квентином Дорвардом, благородным Робом
Роем состоялось позже чтения Пушкина, и мне
радостно было находить в них сходство с
любимыми героями нашего гения. Но
пушкинское наследие более многогранно в
жанровом отношении. Не только
ориентированные на историческое предание
баллады и исторические романы (излюбленные
жанры “шотландского чародея”) встречаем
мы в творчестве нашего писателя.
Исторической теме посвящены и поэмы (“Полтава”,
“Медный всадник”), и драмы (“Борис Годунов”,
“Пир во время чумы”, “Скупой рыцарь”, “Сцены
из рыцарских времен”), и лирика (ода “Вольность”,
сатирические “Сказки”, “Бородинская
годовщина”). Пушкин выступил и как автор
исторических исследований. Его перу
принадлежат “История Пугачева”, “История
Петра” и разнообразные исторические
заметки. Интерес к истории у Пушкина был
неизменным, но на различных этапах
творческого пути историческая тема
разрабатывалась им в разных жанрах и разных
направлениях.



Под
знаком романтизма проходит петербургский
период и период южной
ссылки. Произведения этой поры проникнуты
чувством гордости за великий исторический
путь России и романтическим культом
великого человека.



Уже
лицейское стихотворение “Воспоминания в
Царском Селе”, отмеченное печатью
сентименталистской и классицистической
поэтики, представляет собой вдохновенный
гимн России и ее военной славе. Здесь
упоминаются “Орлов, Румянцев и Суворов, /
Потомки грозные славян”, воспевается
победа над Наполеоном (“И вспять бежит
надменный галл”).



Классицистическая
традиция в изображении исторических
событий продолжается в оде “Вольность”,
написанной в петербургский период. В этом
произведении Пушкин как бы бросает взгляд
на всю мировую историю:



Увы!
куда ни брошу взор —



Везде
бичи, везде железы.



Законов
гибельный позор,



Неволи
немощные слезы...



“Гибельный
позор” (то есть зрелище) трагической
истории разных народов — следствие
пренебрежения к нравственному “Закону”. “Печать
проклятия” лежит на тиранах и на рабах.
Восемнадцати летний Пушкин дает завет
потомкам:



Лишь
там над царскою главой



Народов
не легло страданье,



Где
крепко с Вольностью святой



Законов
мощных сочетанье.



Эта
тема будет продолжена в “Капитанской дочке”,
одном из последних произведений Пушкина.
Автор не прием лет “русский бунт —
бессмысленный и беспощадный”. В оде “Вольность”
он одинаково порицает и бунт “галлов”, и
заговорщиков, убивших Павла I, и
тирана Калигулу, и всех “самовластительных
злодеев”.



“Клии
страшный глас” обогащается в лирике
Пушкина и сатирическими оттенками. “Сказки”
(“Ура! В Россию скачет...”) написаны, конечно,
на злободневную тему, но на этом
стихотворении лежит отсвет библейской
истории. Пушкин высмеивает Александра I,
“властителя слабого и
лукавого”, его рождественские обещания
России. Молодой поэт ставит проблему
истинного человеческого величия, он
рассматривает исторических деятелей через
призму нравственного закона и гуманизма.
Эта мысль получила дальнейшее развитие в “Войне
и мире” Л. Н. Толстого.



Но
Пушкин-романтик все-таки называет
Наполеона “великим человеком” (стихотворение
“Наполеон”), упоминает о нем в
стихотворении “К морю”:



Одна
скала, гробница славы...



Там
погружались в хладный сон



Воспоминанья
величавы:



Там
угасал Наполеон.



Совсем
по-другому звучит тема Наполеона в седьмой
главе “Евгения Онегина”. “Петровский
замок” назван не “гробницей славы”, а “свидетелем
падшей славы”. Наполеон предстает перед
нами самодовольным, “счастьем упоенным”,
“нетерпеливым героем”, который только
начинает осознавать, что вовсе не цари и
полководцы изменяют ход истории. Не эти ли
строчки “Евгения Онегина” послужили
основой знаменитого эпизода в “Войне и
мире”, когда Наполеон так и не дождался
делегации жителей Москвы на Поклонной горе?



Гроза
двенадцатого года



Настала
— кто тут нам помог?



Остервенение
народа,



Барклай,
зима иль русский бог?



На
этот вопрос как бы отвечает в “Войне и мире”
Л. Толстой, хотя в его времена десятая глава
пушкинского романа еще не была известна. И в
самом названии великой книги Толстого
нельзя не увидеть перекличку со словами
пушкинского летописца Пимена из “Бориса
Годунова”. Передавая свой труд Григорию
Отрепьеву, он напутствует преемника:



Описывай,
не мудрствуя лукаво,



Все
то, чему свидетель в жизни будешь:



Войну
и мир, управу государей,



Угодников
святые чудеса...



Именно
в “Борисе Годунове” впервые у Пушкина
историческая тема представлена в
реалистическом ключе. Первая русская
реалистическая трагедия, написанная в 1825
году, заканчивается знаменитой ремаркой: “Народ
безмолвствует”. Все персонажи оцениваются
в трагедии с точки зрения народа. В этом
Пушкин продолжает традиции Шекспира, что и
подчеркивается даже строением стиха. Как и
в шекспировских трагедиях, в “Борисе
Годунове” используется белый пятистопный
ямб, имеются также и
прозаические вставки.



Историческая
тема разрабатывается Пушкиным и в других
драматических произведениях. Однако не
летопись и не события
русской истории послужили основой для
знаменитых маленьких трагедий. В них
использованы предания и традиционные
западноевропейские сюжеты. Историческая
основа интересует Пушкина прежде всего
своей психологической стороной. Так,
психологически возможным считал он
отравление Моцарта его другом Сальери.
Маленькие трагедии на примерах из истории
доказывают, что “гений и злодейство две
вещи несовместные”.



Это
только кажется, что летописные и
легендарные сюжеты Пушкин разрабатывает
подчеркнуто бесстрастно. Рассмотрим “Песнь
о вещем Олеге”. Почему погибает князь,
такой могущественный и уверенный в себе? По
канонам ро мантического жанра баллады (“Песнь
о вещем Олеге” написана в 1822 году Пушкиным-романтиком)
герой погибает в трагической схватке с
судьбой, роком. Но в этом произведении можно
увидеть и будущего Пушкина-реалиста, не
боявшегося “могучих владык”, потому что не
они вершат историю, а народ, чьим “эхом”
был “неподкупный голос” поэта.



Одним
из самых сложных неоднозначных образов в
произведениях Пушкина, посвященных
историко-психологической теме, является
образ Петра I. Это,
безусловно, самая главная фигура в галерее
“владык”, “венцов” и “тронов” в
пушкинском творчестве. Петр I является
одним из центральных героев поэмы “Полтава”.
Возвеличивая Петра I, рассказывая
о героических событиях русской истории,
Пушкин не забывает, однако, о моральном,
гуманном аспекте исторической темы.
Жертвой истории оказывается несчастная
Мария Кочубей.



Романтическая
приподнятость в ту пору соединялась в
творчестве Пушкина с реалистическим
бытописанием.



Лета
к суровой прозе клонят,



Лета
шалунью рифму гонят.



Так,
в другом, уже прозаическом произведении
Пушкина (“Арап Петра Великого”), его первом
историческом романе, Петр I не
только “то академик, то герой, то
мореплаватель, то плотник”, как в “Стансах”,
но и заботливый друг, великодушный человек,
идеал монарха и семьянина. К сожалению,
роман не был закончен, тема Петра в этом
освещении не получила дальнейшего развития.
Но в 1833 году она нашла свое продолжение в
новом стихотворном произведении. Это самая
загадочная поэма Пушкина, которая
называется не по имени Петра и не по
топониму, как “Полтава”, а перифразой.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  3. Образ, бережно хранимый (1)
    Да святится имя твое... А. Куприн Россия — огромная страна, поражающая наше воображение количеством выдающихся людей. Долгие века на небосклоне науки и литературы она зажигает свои звезды. Особенно хотелось бы обратить внимание на личность,...смотреть целиком
  4. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  5. Тема исторического прошлого родины в произведениях Пушкина
    Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годов щина», «Полтава». «Медный всадник». «Борис Годунов». «История Пугачевского бунта»...смотреть целиком
  6. Пушкин и российская история  Новое!
    Интерес к законам истории, историзм были одной из главных черт пушкинского реализма. Одновременно они повлияли и на эволюцию политических воззрений поэта. Стремление изучить прошлое России, чтобы проникнуть в ее будущие пути, надежда найти в Николае...смотреть целиком
  7. А.С. Пушкин на Кавказе: Видел я берега Кубани
    На долю поэта выпала задача огромной культурно-исторической важности, казалось бы, непосильной для одного человека, но гигант Пушкин с этой задачей справился блестяще, ибо творческий путь его был стремителен и плодотворен. Первое стихотворение Пушкина...смотреть целиком