Эволюция творчества Пушкина соотносилась с литературным процессом в России первой трети XIX в. довольно сложно. Взаимоотношения Пушкина с литературным движением его времени строились качественно неоднородно но десятилетиям: в 1810-е гг., - когда он входил в литературу, учился литературному мастерству и был, так сказать, одним из многих; в 1820-е гг., - когда он был признан первым русским поэтом, и в 1830-е гг., - когда критика того времени заявила о падении влияния Пушкина на современную литературу.

В построении общего курса истории новой русской литературы обычно прослеживается главная закономерность, определяющая ее поступательный ход: от классицизма - через романтизм - к реализму. Несмотря на то что время от времени предпринимаются попытки радикального переосмысления этой концепции, она остается общепринятой, так как в масштабах столетия (середина XVIII–середина XIX в.) она безусловно верна. Недоумения начинаются лишь тогда, когда в соответствии с этой формулой мы пытаемся осмыслить конкретные историко-литературные явления конца XVIII–начала XIX в.

Первым в ряду этих недоумений является вопрос о судьбе русского классицизма и русского просветительства. Принято считать, что кризис классицистического направления наметился в творчестве Хераскова и писателей его круга (1770-е гг.), и к началу XIX в. это направление, сохранившее немало адептов вплоть до 1820-х гг., выступает как архаическое, рутинное, реакционное.

Стоит, однако, выйти за границы собственно литературных представлений, чтобы увидеть, что классицизм в русском искусстве XIX в. сохранял свои позиции и был ознаменован многими выдающимися достижениями. Нельзя считать преодоленным рационалистический культ разума и государственно-гражданских добродетелей: в русской литературе первой четверти XIX в. он в равной степени обнаруживается в творчестве так называемых поэтов-радищевцев, в вольнолюбивой лирике Пушкина конца 1810-х гг., в поэзии декабристов. Если оценивать романтизм как «первую реакцию против французской революции и связанного с нею просветительства», то следует признать, что зачисление указанных выше литературных явлений по ведомству романтизма производится лишь в силу априорного убеждения в том, что в XIX в. мог существовать только «ложноклассицизм» и невозможен был классицизм гражданский, просветительский.

Это не значит, конечно, что в начале XIX в. в русском искусстве не отмечались романтические веяния как своеобразная реакция на просветительство. Именно в первые годы столетия они становятся очень заметными. На этой волне в русскую литературу вошел Жуковский, разительный успех выпал на долю драматургии В. А. Озерова с ее меланхолическим лиризмом. Если придерживаться четких историко-литературных дефиниций, то нельзя не оценить как романтическую (точнее, предромантическую) и программу идеологов патриархальной самобытности, в закреплении самодержавно-крепостнического уклада России видевших панацею от «французского разврата». Программа эта была скорее публицистической, чем чисто литературной (ср. «Рассуждение о старом и новом слоге» А. С. Шишкова, «Мысли вслух на Красном крыльце» и «Плуг и соху» Ф. В. Растопчина, журнал С. П. Глинки «Русский вестник»), но влияние ее на литературу было значительным, - достаточно вспомнить в этом отношении и правильно осмыслить знаменитую полемику о языке художественной литературы.
ень!А все началось с этого сайта!



Таким образом, в начале XIX в. мы наблюдаем вторую (после Хераскова) волну романтических веяний. Но говорить о полном разрушении в это время классицистического направления, на наш взгляд, еще нельзя. Конечно, жанровая система классицизма к этому времени была уже серьезно деформирована, на общей просветительской идеологической основе сентиментализм и гражданский классицизм подчас сливались. Показательна в этом отношении повесть Н. М. Карамзина «Марфа-посадница», в сюжете и композиции которой обнаруживаются контуры классицистической трагедии.


Патриотический подъем, вызванный войной 1812 - 1815 гг., и успешное завершение труднейшей в истории России военной кампании не могли не упрочить авторитета российской государственности. Важно отметить и то, что в эти годы в русском обществе в качестве реакции на пессимизм начала XIX в. широко распространились настроения радости, наслаждения жизнью, убеждение в оправданности человеческого стремления к счастью.

Именно в этой атмосфере общественного подъема пробует своей поэтический голос Пушкин. Историко-литературное качество ранней поэзии Пушкина следует определять по «школе легкой поэзии», к которой он в то время принадлежал и которая была по-своему прекрасной школой для молодого поэта, обретавшего в ней не только гармоническую точность стиля, но и оптимистическую ясность просветительского взгляда на жизнь. Такое настроение не исключало и более принципиального вольномыслия и высоких тем, - поэтому в раннем творчестве Пушкина ощущается и струя высокого классицизма («Воспоминания в Царском Селе», «Александру», «Лицинию»), и сатирическая, прежде всего литературно-пародийная, направленность.

Подобное органическое сочетание высокой тематики и «легких» мотивов можно проследить и в русском изобразительном искусстве того времени: так, Федор Толстой наряду с медальонами на темы Отечественной войны исполняет иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька», Бруни наряду с картиной «Смерть Камиллы, сестры Горация» пишет «Вакханку», Брюллов наряду с «Последним днем Помпеи» пишет «Полдень». Однако в раннем творчестве Пушкина - иная иерархия жанров: жанры легкой поэзии здесь занимают основное место, определяют его основную тональность.

Нас не должно смущать то обстоятельство, что величайший русский поэт вышел из периферийной в системе развитого классицизма школы. В этом, вероятно, необходимо увидеть проявление наиболее общих закономерностей литературного развития в переходные эпохи, когда периферия обычно и становится областью перспективных художественных исканий. Связывая своим творчеством «век минувший» и «век нынешний», Пушкин проходит все эпохи новой русской литературы, не теряя впоследствии ничего из обретенного на этом пути. Поэзия радости жизни поэтому не только этап пушкинского творчества, но и постоянная его составляющая. «Легкая поэзия» растворяется в больших жанрах его творчества - в поэме «Руслан и Людмила» и в романе в стихах «Евгений Онегин», составляет заметную струю в собственно пушкинской лирике, генетически определяет стиль поэзии и прозы Пушкина - экономию в отборе языковых средств, стремление к логической точности и насыщенности мыслью.

Любопытно, что южные поэмы Пушкина критического отпора почти не вызвали: они не посягали на классицистические жанры, принадлежа уже к иной - романтической - жанровой системе. Но основные споры по проблемам романтизма в русской критике развернулись именно в связи с южными поэмами - и с этих пор под прямым пушкинским влиянием в русской литературе надолго утверждается в качестве ведущего жанр романтической поэмы.

Похожие сочинения

  1. Пушкин и Ахматова
    Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее кумирах, о предметах ее восхищения. И одним из неоскудневающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла...смотреть целиком
  2. Природная лирика Пушкина.
    " Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…" Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой...смотреть целиком
  3. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина (2)
    Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей....смотреть целиком
  4. О назначении поэта и поэзии
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли. Глаголом жги сердца людей. А. Пушкин К размышлениям о сути поэзии, ее великой миссии на земле Пушкин возвращался в своем творчестве неоднократно. В разные годы...смотреть целиком
  5. Он весь — дитя добра и света
    Что привлекает меня в поэзии Пушкина? Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался,...смотреть целиком
  6. Автопортрет Пушкина 1829 года
    Передо мной автопортрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный поэтом в тысяча восемьсот двадцать девятом году. Четкие резкие линии, почти шаржевая манера. Часто на полях рукописей поэт рисует своих героев, себя или близких. Этот автопортрет появляется...смотреть целиком
  7. Гимны любви (по мотивам поэзии А. С. Пушкина)
    Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Он расширил источники поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее с русской жизнью и современностью, обогатил идеями. Пушкин тяжело переживал свои...смотреть целиком