Крупнейшие мастера русской классической литературы обращали свои взоры на несчастных и обездоленных, показывая чистую душу, страдающую или радующуюся, независимо от социального положения переживающую всю гамму человеческих ЭМОЦИЙ: Одним из первых о судьбе «маленького человека» рассказал Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Его герой — Самсон Вырин — вполне счастлив и спокоен, он приспособился к условиям службы, красавица дочь помогает ему вести нехитрое хозяйство. Старик мечтает о простых человеческих радостях, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему жестокое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка. Несчастный отец надеется вернуть дочь, но ему трудно тягаться с богатым гусаром. В Петербурге он пришел к приятелю на квартиру, тот советовал Вырину жаловаться, но смотритель понимает тщетность этих планов. Он «подумал, махнул рукой и решил отступиться»... Смотритель умер в тоске по дочери, невольно бросившей его, страдая о возможной плачевной судьбе Дуни. «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе и бархате, а завтра поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Если волей случая Дуня избежала такой судьбы, то другой гениальный художник — Федор Михайлович Достоевский, продолжив традиции А. С. Пушкина, правдиво и ярко показал гибельный путь «униженных и оскорбленных». В его романе «Преступление и наказание» целые россыпи обездоленных, страдающих и умирающих в такой беспросветной нищете, что диву даешься, как они могли вообще существовать в этих условиях. Семья Мармеладовых живет в ужасающей бедности. Глав семейства, Семен Захарович, отчаявшись выбраться из нищеты пропивает последние гроши. Катерина Ивановна медленно уми\' рает от чахотки. «...Там на продавленном стуле, в углу, устя новлен был большой глиняный таз с водой, приготовленный для ночного мытья детского и мужниного белья. Это ночное мытье производилось самою Катериной Ивановной собственноручно, по крайней мере два раза в неделю, а иногда и чаще, ибо дошли д0 того, что переменного белья уже совсем почти не было, и было у каждого члена семьи по одному только экземпляру, а Катерина Ивановна не могла выносить нечистоты и лучше соглашалась мучить себя по ночам и не по силам, когда все спят, чтобы успеть к утру просушить мокрое белье на протянутой веревке и подать чистое, чем видеть грязь в доме...» И неудивительно, что сострадательная, богопослушная Соня идет на панель, чтобы прокормить сводных братьев и сестер. В конце концов этим детям повезло, Свидригайлов сжалился над ними, а сколько еще обездоленных и брошенных ютились в этом прекрасном и страшном городе! Другой герой произведения — Раскольников живет в комнате, больше похожей на «гроб». «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Ф. М. Достоевский дает безжалостную картину буржуазного общества, где нет места состраданию, а миром правит капитал. Нищета, голод и лишения толкают людей на преступления против совести, Бога, общества.

Похожие сочинения

  1. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  2. Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности,...смотреть целиком
  3. ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ
    Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. ...смотреть целиком
  4. Тема свободы в лирике Пушкина (1)
    Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("Хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного...смотреть целиком
  5. ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ (жизнь и деятельность).
    Творчество А. С. Пушкина, величавшего русского поэта, составило целую эпоху в развитии нашей культуры. В личности поэта воплотилась духовная мощь нашего народа, его свободолюбие, многосторонняя одаренность и могучая творческая сила, поражает необычная...смотреть целиком
  6. “В МОЙ ЖЕСТОКИЙ ВЕК ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ" (по произведениям А.С. Пушкина)
    Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба. В.Г. Белинский Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства через чудесные сказки о золотой рыбке, об озорном работнике Балде,...смотреть целиком
  7. Фривольные мотивы и образы в ранней лирике Пушкина  Новое!
    Пушкин не ограничивается лирикой, он стремится к большим поэтическим формам. В первой своей лицейской поэме — «Монах» (1813), фривольные мотивы и образы которой возникают у Пушкина под влиянием поэмы Вольтера «Орлеанская девственница», поэт направляет...смотреть целиком