Изображение природы занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Поэт открыл для читателей удивительные картины природы средней полосы России, южного края, красу морских стихий. Россия была частью жизни поэта. Он родился, вырос и оставался преданным ее природе всю жизнь.
В ранний период своего творчества Пушкин развивал традиции В. А. Жуковского в создании лирического пейзажа. Лирический герой стихотворений Пушкина- это человек, восхищающийся простором и красотой русской природы, глубоко чувствующий ее, сопереживающий ей, ищущий в природе спокойствия и отдохновения, видящий в природе источник вдохновения.
В 1819 году было написано стихотворение “Деревня”, в котором переданы картины мирной сельской природы:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада...
Описание природы дано в духе сентиментальной идиллии, в светлых спокойных тонах.
Для раннего творчества поэта характерно изображение природы в духе романтизма, где пейзаж соответствует душевному состоянию лирического героя. Так, первой “ночной” элегией Пушкина является “Погасло дневное светило”. Это стихотворение было написано в 1820 году во время поездки в Гурзуф. В нем находит отражение традиционный мотив романтизма - воспоминания о “туманной родине”,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость...
Лирический герой мечтает о “волшебных краях”, куда стремится “с волненьем и тоскою”. Выразительные эпитеты: “потерянная младость”, “минутные друзья” - усиливают мотив печали, сожаления и тоски, в то время как другие: “волшебные края”, “пределы дальны”, “обманчивые моря” - подчеркивают мысль о призрачной несбыточности “знакомой мечты”. Поэт точно передал движение человеческой души: “Душа кипит и замирает”. Частый повтор некоторых строк усиливает мотив вечности происходящего:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан...
Образ стихии присутствует и в других романтических стихотворениях Пушкина. Расставание с морем, олицетворяющим свободу, тема элегии 1824 года “К морю”:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Обращаясь к морю, лирический герой обещает:
...не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
Умение показать красоту окружающей природы, передать читателю ее очарование отличают стихотворения Пушкина, написанные в жанре пейзажной лирики, с позиций реализма.
Одним из них является стихотворение “Осень” (1833), написанное в жанре отрывка. В стихотворении изображены все времена года, но особое место поэт отводит осени - своему любимому времени года:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В стихотворении изображен конкретный пейзаж средней полосы России. Поэт ощущает прилив творческих сил: “И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”. В стихотворении дается образное сравнение творческого процесса с дремлющим, неподвижным кораблем, который вдруг ожил и готовится к плаванию:
... - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?
Лирический герой проводит мысль о том, что поэтическое вдохновение неподвластно человеку и его разуму, оно приходит само собой, источник его - неведомая сила.
Осенью был открыт Лицей, в котором учился поэт на протяжении шести лет. Поэтому с осенью у поэта тесно связано и чувство дружбы. Эта связь отражена в стихотворении “19 октября” 1825 года:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор...
Не только “багрец и золото” осенних лесов пленяли Пушкина, но и снега суровой зимы, ее веселые праздники:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега.
Зимним пейзажем любуется поэт и в стихотворении “Зимнее утро” (1829). Эпитеты: “день чудесный”, “прозрачный лес”, “веселый треск” -создают картину морозного солнечного утра. Разнообразие и богатство красок в описании зимней природы помогают увидеть глаголы: “лес чернеет”, “ель сквозь иней зеленеет”. Веселой тональностью проникнуто это стихотворение:
Мороз и солнце; день чудесный!
(...)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Совсем другим настроением проникнуто стихотворение “Зимний вечер” (1825):
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
“Ветхая лачужка” навевает печальные мысли о “бедной юности” поэта Единственным его другом в данной ситуации является “добрая подружка” няня Арина Родионовна. Природа в стихотворении олицетворена, она действует как живой человек.
Той же грустью проникнуто и стихотворение “Зимняя дорога”, написанное в 1826 году:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То раздолье удалое,
То сердечная тоска...
Ритм стиха соответствует равномерному бегу лошади по заснеженной равнине.
Картины природы часто наводят поэта на философские размышления о смысле жизни, о человеческом бытие; круговорот в природе наводит его на мысль о закономерности смены поколений людей. Все это нашло выражение в стихотворении “Вновь я посетил...” (1835), написанном после посещения Михайловского, где он “провел изгнанником два года незаметных”. Поэт вспоминает умершую няню, “холм лесистый”, где когда-то сиживал “недвижим”. Прекрасная природа выступает контрастом убогой жизни людей. Поэт обращает внимание на три сосны:
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко.
“Младая роща”, разросшаяся за десять прошедших лет, становится символом новых поколений, новой жизни. Слова поэта обращены к потомкам, которые достигнут большего, чем друзья-современники Пушкина, декабристы. Именно им суждено осуществить мечты о “вольности святой”.
Пейзаж гармонично сочетается с действительностью в лирике Пушкина. Это отмечал в своей критической статье В. Г. Белинский. По его словам, “поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры”.
Изображая природу, поэт шел от традиций классицизма к романтизму, на смену которому пришел реализм. В творчестве Пушкина присутствует как романтический, так и реалистический пейзажи, но все картины созданы настоящим мастером - живописцем.


Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. Любовная лирика Пушкина
    Любовь - самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает ее яркой, красочной. Отношение П-на к любви менялось на протяжении всей его жизни. В юности П в любви был язычником, но с возрастом отношение...смотреть целиком
  4. Эволюция жанра элегии в творчестве Пушкина
    Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным...смотреть целиком
  5. Любовная лирика А. С. Пушкина (4)
    А.С.Пушкин - прежде всего поэт -лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное...смотреть целиком
  6. Вольнолюбивая лирика Александра Пушкина  Новое!
    А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине...смотреть целиком
  7. Романтический период творчества Пушкина  Новое!
    Для оценки литературной ситуации первой половины 1820-х гг. принципиальное значение имел вопрос о творческих взаимоотношениях Пушкина и литераторов-декабристов. Проблема художественного метода декабристской поэзии вообще является камнем преткновения...смотреть целиком