«История Пугачева» проникнута пониманием социальной направленности пугачевского движения, основного классового антагонизма в крепостническом обществе: «Воеводы бежали из городов, дворяне из поместий…» Дворянство обречено было погибели. Во всех селениях, на воротах барских дворов, висели помещики или их управители», - эпически спокойно повествует Пушкин. Он ясно представлял себе классовый характер пугачевского движения: «Весь черный народ был за Пугачева… одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели, сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны. Класс приказных и чиновников был еще малочислен и решительно принадлежал простому народу. То же молено сказать и о выслужившихся из солдат офицерах. Множество из сих последних были в шайках Пугачева».

Пушкин создает яркую картину крестьянского движения в пору, когда Пугачев переправился через Волгу: «Переправа Пугачева произвела общее смятение. Вся западная сторона Волги восстала и передалась самозванцу. Господские крестьяне взбунтовались; иноверцы и новообращенные стали убивать русских священников. Воеводы бежали из городов, дворяне из поместий, чернь ловила тех и других и отовсюду приводила к Пугачеву. Пугачев объявил вольность, истребление дворянского рода, отпущение повинностей и безденежную раздачу соли». В 1834 г. труд Пушкина о Пугачеве был опубликован с искаженным Николаем названием: «История Пугачевского бунта».

Книга была враждебно встречена реакционными кругами. «В публике очень бранят моего Пугачева…- записывает Пушкин в «Дневнике». - Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге как о возмутительном сочинении». С другой стороны, Белинский высоко оценил «Историю Пугачева» как «примечательное явление в области ученой литературы», как «образцовое произведение со стороны исторической и со стороны слога».

Пушкин был великим художником-историком. Он не только обладал могучей творческой фантазией, но и тем изумительным историческим чутьем, которое помогало ему «угадывать» там, где не хватало точных фактов. Вот почему так историчен и поэтический вымысел Пушкина, всегда основанный на характере и особенностях изображаемой им исторической действительности.




Пушкинский исторический роман характеризуется богатством замысла и органическим слиянием вымысла с историческими событиями, изображаемыми в романе. Даже в сравнительно хорошем романе Лажечникова реалистичность изображения часто подменялась остротой романического сюжета («Последний Новик», «Ледяной дом»). Вымысел и сюжет пушкинского исторического романа также в достаточной мере остры и романичны. Романической является и история отношения Ибрагима и Наташи в «Арапе Петра Великого», и трагическая судьба Полины в «Рославлеве», и необычайные приключения дворянина Гринева во время Пугачевского восстания. Но в то же время этот вымысел является глубоко- реалистическим, так как все вымышленные события п перипетии сюжета строго мотивированы как обстоятельствами жизни и характером самих вымышленных персонажей, так и тем, что Пушкин любил называть духом времени. Конечно, в допетровской Руси даже и подумать нельзя было о сватовстве арапа к боярской дочери. Но изменился дух времени, и Петр не видит ничего особенного и исключительного в этом браке, что и подчеркивается Пушкиным в романе. И сватовство царя, и боярская спесь Ржевского, польщенного этим сватовством, вполне мотивируют развитие сюжета романа.

Особенно реалистичен вымысел «Капитанской дочки». Вся история приключений Гринева строго и правдиво мотивирована обстоятельствами первой встречи Гринева с Пугачевым во время бури. Пушкин стремился добиться у читателя иллюзии полной исторической правды изображаемого. По-видимому, в этих целях и для «Рославлева», и для «Капитанской дочки» поэт избирает форму воспоминаний очевидцев или прямых участников событий. Пушкин видел в популярности мемуарной литературы дух времени, общее проявление интереса к истории и выражение требования правды от исторических сочинений. Так смотрел на мемуарную литературу и Белинский.

Мы уже отмечали, что для Пушкина семейные воспоминания о том или другом дворянском роде, сыгравшем более или менее значительную роль в русской истории, являлись важным историческим документом. Поэт сам выступает как «издатель» мемуаров. Этим приемом Пушкин еще резче подчеркивал строгую объективность и историческую достоверность своего романа в изображении прошлого. Такой прием не явился просто заимствованным у Вальтера Скотта, как это утверждают некоторые литературоведы-компаративисты. Этот прием в творчестве поэта обусловлен высокой оценкой им значения мемуарной литературы и его общими принципами объективности при изображении исторического прошлого.

Изображение исторического деятеля как выразителя основной тенденции социально-исторического процесса, как представителя определенных общественных кругов составляет могучую силу Пушкина как художника-реалиста. В его историческом романе мы всегда видим и условия, подготовлявшие появление и деятельность выдающейся исторической личности, и тот общественный кризис, который эта личность выражает. В «Капитанской дочке» Пушкин раскрывает сначала причины и обстоятельства, разделившие нацию на два враждебных лагеря, породившие движение Пугачева. Уже потом в романе появляется сам Пугачев как исторический герой. Пушкин прослеживает генезис исторического героя, показывает, как противоречия эпохи порождают великих людей, и никогда не выводит, как это делали романтики, характер эпохи из характера ее героя, выдающейся .личности. Вместе с тем, показывая исторического героя, Пушкин, в отличие от романтиков, не возводит его на пьедестал, рисуя его характер как значительный и в то же время простой, сходный с рядовыми участниками того исторического движения, которое его выдвинуло.

Похожие сочинения

  1. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  2. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
    Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот...смотреть целиком
  5. Образ Пушкина в творчестве русских писателей и художников
    Обращались к пушкинской тематике И. Репин в содружестве с И. К. Айвазовским, И. Н. Крамской. Однако их создания не вносили существенной лепты в отображение и в разработку образа поэта. Картины на отдельные сюжеты биографии Пушкина знакомили зрителя с...смотреть целиком
  6. Народность творчества Александра Пушкина  Новое!
    "Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд, волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима...смотреть целиком
  7. Гениальная способность Пушкина рисовать нравы любой исторической эпохи  Новое!
    Белинский восхищался этим даром поэта. Достоевский видел в нем проявление всемирной отзывчивости русского народа. Это было и великой победой русского реализма. В «Скупом рыцаре» исторически верно показана эпохи позднего средневековья, типические стороны...смотреть целиком