Страница: [ 1 ]  2  

Полтораста лет разыгрывается притча о попавшем впросак городничем и о молоденьком путешественнике, принятом жителями неведомого городка едва ли не за мессию, ниспосланного в отдаленный край для дарования обывателям закона и правды. Полтораста лет раскатывается по сцене тревожное «р» первых фраз; но происходящее на подмостках всегда ново, и пребудет оно ново еще полтораста лет, и еще, и еще. Чиновник Поприщин из «Записок сумасшедшего» уверял, что луну делают в Гамбурге. Но что Гамбург! В маленьком городке Российской империи сотворили и солнце: случайного проезжего наделили сиятельными титулами и чинами; и одни в уповании на справедливость простирали к нему руки, а другие, трепеща перед ликом его, несли ему жертвы (взятка - память о жертвоприношении, оттого-то и вручать ее подобает смиренно, едва ли не коленопреклоненно, воздавая мздоимцу божеские почести).

А Пушкин, тяготившийся уходом театра в «чертоги», но скрепя сердце признававший историческую обусловленность такого ухода, все же мечтал о воздействии на театр площадных, народных традиций. И «Борис Годунов», и трагедия «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы», и «Сцены из рыцарских времен» ориентированы на какой-то неведомый нам, не состоявшийся, но манящий своей не разгаданностью театр смеха, жалости, ужаса. Мудрого смеха, разрывающей сердце жалости и ужаса, связанного с чувством ответственности человека за себя и за тир. Отзвуки театральных предположений, подобных пушкинским, несомненно, есть в «Ревизоре»: в комедии Гоголя живы традиции таинственных подмен одного человека другим, внезапных появлений неузнанного носителя истины; совпадений, ошибок. Разделение, дифференциация как-то особенно настораживали Гоголя, словно несшего в своем сознании некое воспоминание о цельности мира и порывавшегося в себе, в судьбе своей, в своем гражданском и художническом призвании восстановить эту цельность. Поэтому «Ревизор» - комедия, сквозь которую просматривается и что-то трагическое. Неведомый город управляем людьми, совершившими ошибку, выходящую далеко за пределы того, что мы непосредственно видим. Город запущен и разворован. Но? улицы, впрочем, можно и подмести, по-детски кривляющихся учителей урезонить на время, а больным взамен отрепья выдать одежонку почище. Однако над городом тяготеет ошибка, которой не исправишь, и эта непоправимая ошибка соборной, всеобщей совести, повлечет за собою другую: Хлестакова примут за ревизора.

Страх создал ревизора. Это, разумеется, страх социальный; но это не только заурядный страх перед административной расправой. Это - ужас, о котором так хорошо сказал Пушкин; ужас внезапного предстания перед грозным судьей, судией. Он похож на ужас предвидения мифического судного дня, и реализуется он в ужасе перед жестом: «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!.. А подать сюда Землянику!» - в этих словах, вложенных пришедшим в смятение городничим в грозные уста воображаемого ревизора, явственно виден и жест - всегдашний жест Гоголя и его героев; властная рука - страшная рука? - простирается к человеку. На него указует невидимый перст, манящий его куда-то туда, где ведома правда и справедливость. И перед жестом страшной руки бессилен и городничий, и судья, и все ближние их.

«Ревизор» подсказан Пушкиным. «Ревизор» немало походит на пьесу земляка Гоголя, укра

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  3. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  4. Стихотворение А.С.Пушкина «...Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время. Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут...смотреть целиком
  5. Своеобразие любовной лирики Пушкина  Новое!
    План I. Поэт-лирик Пушкин. II. Развитие чувства в любовной лирике Пушкина. 1. Лицейский последователь Анакреона. 2. Неизбывная потребность любить. III. Женщина – предмет восхищения, пылких, искренних чувств. Безусловно,...смотреть целиком
  6. Лирическое начало в поэзии Пушкина
    Чувство одиночества и душевной тоски, владевшее Пушкиным в первый период южной ссылки, находит свое адекватное выражение в образе одинокого листка, трепещущего под осенним ветром на облетевшем дереве: * Так, поздним хладом пораженный, ...смотреть целиком
  7. Хроники из жизни Пушкина  Новое!
    В плане национальном Пушкин — первый русский поэт-европеец. Благодаря его поэзии русская культура стала одной из составных частей культуры европейской с ее сложными и глубокими разногласиями великой исторической эпохи перехода от средневековья и феодализма...смотреть целиком