Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Вместе с тем в ряде стихотворений возникают и элегические настроения, размышления об искусстве, творчестве («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»). Пушкин с чувством радости ощущает себя поэтом, верит в свое призвание. В его юношеских литературных увлечениях и исканиях нашли отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы XVIII - начала XIX в. Значительное влияние на лицейское творчество Пушкина оказала «легкая поэзия» Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдова, мечтательная лирика Жуковского. Пушкин называет их своими учителями в поэзии. Стихотворение «Городок» написано в подражание стихотворению Батюшкова «Мои пенаты», отличаясь от него реалистическими тенденциями.

В большом сатирическом обозрении «Тень Фонвизина» Пушкин нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковистов. Характерно, что Пушкин обращается за вдохновением к тени Фонвизина, которого он впоследствии назовет «другом свободы», «сатиры смелым властелином».

Но, вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти своим путем. Он не хочет парить вслед Державину, ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде стихотворений («Казак», «Желание»,»Сон», «Послание к Юдину») заметны реалистические детали, в которых виден будущий Пушкин - поэт действительности.

Пушкин не ограничивается лирикой: с первых лет своего творчества он стремится к большим поэтическим формам. В своей лицейской поэме «Монах» (1813) Пушкин иронически откликается на мистику и ханжество аристократического клерикализма. Фривольные мотивы и образы поэмы складываются у поэта под влиянием «Орлеанской девственницы» Вольтера. От лицейской поэмы «Монах» идет путь к атеистической поэме Пушкина «Гавриили-ада». В подражание Радищеву Пушкин начинает писать сказочную поэму «Бова», исполненную намеков на политические события того времени. Он пробует свои силы и в драматургии (большая комедия в стихах «Философ», до нас не дошедшая). В лицее была начата им и поэма «Руслан и Людмила».

Разнообразна и поэтика лицейского творчества Пушкина. Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданская лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, давыдовский гусарский стиль.


Известность Пушкина выходит за стены лицея. Он сближается с Жуковским, Батюшковым, Вяземским. В 1816 г. он часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе. Еще в лицее он становится членом литературного общества «Арзамас». В начале июня 1817 г. состоялся выпуск лицеистов. Пушкин пишет ряду своих товарищей стихи на расставание, развивающие одну из самых пленительных тем его поэзии - тему дружбы, которая пройдет через всю лирику поэта.


Петербургский период. В столице Пушкин увлекается драматическим и балетным театром, становится, по его признанию, «почетным гражданином кулис». Он дружит с виднейшими артистами того времени - Е. С. Семеновой, Е. И. Колосовой, А. С. Яковлевым и др. В доме А. А. Шаховского он встречается с А. С. Грибоедовым и П. А. Катениным. Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В незаконченной статье начала 1820 г. «Мои замечания об русском театре» Пушкин, давая высокую оценку современной ему русской сцене, требует от актера глубокого понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре.

В Петербурге Пушкин сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодежи. Крепнет его дружба с Чаадаевым. Он общается с либералистом Н. И. Тургеневым, атеистом и «якобинцем» Н. И. Кривцовым, республиканцем И. Д. Якушкиным, умным и пылким Никитой Муравьевым и другими деятелями декабристского движения, становится участником кружка «Зеленая лампа».

Быстро развивается поэтический гений Пушкина. Старшие друзья с восхищением следили за богатырским развитием таланта поэта. «О! как стал писать этот злодей!»1 - воскликнул Батюшков, прочитав пушкинское послание «Юрьеву». «Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение»,- восхищался Жуковский, прочитав обращенное к нему стихотворение «Когда, к мечтательному миру…» (1818).

В пушкинской поэзии этих лет продолжают развиваться темы лицейского периода, связанные с прославлением веселья и наслаждения жизнью («Торжество Вакха», «Веселый пир»). Вместе с тем усиливаются элегические мотивы, носящие предромантический характер.

Как ни увлекался Пушкин светской жизнью, ему все яснее становилась пустота и неприглядный облик светского общества, которым он начинает тяготиться уже в эту пору. В стихотворном послании к князю Горчакову, лицейскому товарищу, Пушкин подвергает резкой критике нравы светского общества, «где ум хранит невольное молчанье, где холодом сердца поражены, …где глупостью единой все равны». В послании «Всеволожскому» он рисует картину дворянского быта в грибоедовском духе. Поэт живо ощущает противоречие между возвышенными стремлениями, чувством достоинства личности и миром крепостников и их лакеев в мундирах и звездах.

Похожие сочинения

  1. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  2. Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Мой Пушкин (2)
    "Дар напрасный дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?" Наш мир разнообразен и непознаваем. Он никогда не устает удивлять, ужасать и радовать нас. Уроды, извращенцы, гении - кого только нет. У каждого свой путь. Но иногда природа...смотреть целиком
  5. Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    «Что в имени тебе моем?» — этот вопрос — одновременно плод творческого поиска создателя и свидетельство того, что для каждого человека это имя имеет свое особенное, неповторимое, индивидуально определенное значение. Для кого-то Пушкин — поэт-лирик, для...смотреть целиком
  6. Характеристическая черта гения Пушкина
    «Характеристическая черта гения Пушкина, писал о поэте И. И. Пущин, — разнообрапие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его музы: п потому простор...смотреть целиком
  7. Народность в поэтике Пушкина
    Поэтому путь, по которому пошел Пушкин Е тридцатые годы, был единственно верным путем, так как он отвечал коренным задачам общественно-исторического развития России. Народность, понимаемая не в качестве элементарной стилизации под так называемый «народный...смотреть целиком