В пушкиноведении неоднократно отмечалось, что на рубеже 1830-х гг.
творчество Пушкина приобретает новое качество, которое в полной мере
обнаруживается во время Болдинской осени 1830 г., когда — на протяжении
двух месяцев — из-под пера поэта выходит целая библиотека произведений.
Впрочем, некоторые из них (вторая часть «Евгения Онегина», «Маленькие
трагедии», сказки) явились воплощением замыслов предыдущих лет, что само но
себе позволяет отодвинуть границу исследуемого периода к более ранним
годам.

Нам представляется, что новый поворот творческого развития Пушкина
достаточно четко обозначился в 1828 г. Этот год был заметной вехой не
только во внешней, но и во внутренней,духовной биографии поэта. В августе
1827 г., завершая первую часть «Евгения Онегина», Пушкин скажет:

Познал я глас иных желаний.
Познал я новую
печаль:
Для первых лет мне упований,
А старой мне
печали жаль.

Пушкинская поэзия схватывала само течение жизни. противоречивой, но не
беспросветно-мрачной. Показательно в этом отношении стихотворение
«Царскосельская статуя», в которой «дельвиговское» начало вполне очевидно:
здесь его любимый размер, его умение накинуть на современность покровы
древности, свойственная ему пластическая скульптурность стиха. И все же это
не имитация чужого стиля, а его пушкинское свободное усвоение:

Урну с водой уронив, об утес ее
дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой:
Дева. над вечной струси, вечно печальна сидит.

Пушкин, всегда чрезвычайно внимательно относившийся к сближениям дат, не
мог пройти мимо указанного совпадения: оно подчеркнуто параллелизмом двух
строф. Однако странное сближение позволяет Пушкину острее почувствовать
сущностное несходство двух исторических событий, в отличие от других
современников, впрямую уподоблявших поход Олега и русско-турецкую войну
1828—1829 гг. Жанр сказки в творчестве Пушкина крайне разнообразен. На
рубеже 1820-х гг. он обращается к жанрам богатырской сказки-поэмы. Пушкина
начала 1830-х гг. сказка — не только традиционный народно-поэтический
сюжет, но, в определенном смысле, своеобразный угол зрения на
действительность. Фантастический элемент в пушкинских сказках определяет
торжество нравственного идеала, подчас недостижимого и реальной
действительности, но — в соответствии с народной моралью — в принципе
необоримого.

Пушкинское творчество рубежа 1830-х гг. вбирает в себя
отсвет обеих обозначенных здесь сторон жизни и тем самым — чем дальше, тем
все в большей мере — приобретает тревожную, трагедийную направленность.
Роман завершен Пушкиным в 1831 г., когда была выстроена новая композиция
заключительной главы и всего произведения (в составе восьми глав). Более
лаконичными, но и более лиричными становятся теперь первые строфы,
посвященные царскосельским юношеским впечатлениям. Из «Путешествия Онегина»
сюда переносятся четыре строфы, содержащие сочувственное противопоставление
Онегина «среднему» светскому человеку и сближающие Онегина с Чацким («Он
возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал»). В Царском Селе
дописано несколько строф. Написанное 5 октября 1831 г. «Письмо Онегина к
Татьяне» подчеркнуло зеркальную композицию романа. Фабула романа
обрывается весной 1825 г

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  3. Тема дружбы и товарищества в творчестве А. С. Пушкина
    Обаяние имени Пушкина неисчерпаемо. Одна из важнейших тем его поэзии — тема дружбы, товарищества, всечеловеческой доброты. Друзья значили для Пушкина много. В лицейские годы это были студенты, охваченные как и сам будущий поэт, вольнолюбивыми настроениями....смотреть целиком
  4. Истоки творчества Александра Сергеевича Пушкина
    Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве. В его семье все увлекались литературой, поэзией, музыкой. В доме имелась богатая библиотека, поэтому нет ничего странного в том, что мальчик к одиннадцати годам удивлял взрослых своей начитанностью. Он...смотреть целиком
  5. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  6. Александр Сергеевич Пушкин – Михайловское (1824 – 1826)
    В это время в Михайловском находилась семья Пушкиных. Отец принял на себя полицейские обязанности по наблюдению за сыном. Младший брат Пушкина занимался подготовкой бегства Пушкина за границу. Средства для этого предполагалось собрать путем изданий,...смотреть целиком
  7. Образы «обыкновенных» людей в творчестве Пушкина  Новое!
    В повести «Кирджали» предметом изображения стали реальные события недавнего времени, подлинные их участники. Национально-освободительная борьба народа привлекала Пушкина как факт действительного и массового нарушения сложившихся условий жизни, как проявление...смотреть целиком