Ранняя лирика Пушкина, передавая, переживания самого поэта, в то же время создает образ не только гениального юноши поэта, но типического представителя передовой дворянской молодежи того времени, выраставшего и духовно формировавшегося в раскаленной атмосфере пред декабрьской действительности.

Поэзия же Лермонтова, при надлежаще его уже к следующей за пушкинской эпохе русской жизни, рисует яркий в своей конкретности и обобщенности образ человека, духовно формировавшегося в мрачной обстановке декабрьской реакции и не утратившего при этом связей с традициями предшествовавшего героического поколения. Таким образом, в лирике любого значительного поэта возникает образ человека времени и определенной среды, с его особенными вкусами, симпатиями и антипатиями, характерными» именно для этого времени и для этой среды, человека, вступающего в определенные взаимоотношения с действительностью на разных этапах своего» индивидуального развития. О соотношениях поэзии Державина с историческим содержанием его эпохи Белинский писал: «Могучий гений Державина явился слишком не во время и не мог найти в народной жизни своего отечества какие-нибудь элементы, какое-нибудь содержание для поэзии. Общество его времени хорошо понимало поэзию лести и угодничества; но о другой поэзии не имело решительно никакого понятия и, следовательно, не имело в ней никакой потребности, никакой нужды… Где ж тут было явиться истинной поэзии и великому поэту?».

Если Державин с его гениальным дарованием не мог найти в обществе своего времени особенно значительное содержание для поэзии, то какими возможностями в этом отношении располагал Пушкин? Что нового появилось в обществе пушкинского времени по сравнению с державинским временем? Какие чувства и переживания возбуждало это время в душе Пушкина? Что из жизни своего общества и окружающей его действительности Пушкин отразил в своей лирике и возвратил миру в преображенном искусством виде?

Имя Пушкина неотделимо от освободительного движения его времени. Проблема русского освободительного движения 1810—1830-х годов, являвшегося частью общеевропейского общественного развития, несравненно шире истории тайных декабристских организаций. Сама же дворянская революционность, возникшая до организации первых тайных декабристских обществ, продолжала существовать и после разгрома движения декабристов. Активный народный протест против крепостничества, проявлявшийся в самых различных формах, продолжал оставаться основой всех многообразных проявлений освободительного движения в России вплоть до шестидесятых годов. Возникшая на русской национальной почве общественных антикрепостнических и антифеодальных устремлений эпохи, особенно активизировавшихся после Отечественной войны 1812 года, дворянская революционность явилась своеобразным отражением этого процесса в духе просветительской философии XVIII века и демократических идей западноевропейского общественного развития. Борьба с крепостничеством и феодальным строем свидетельствовала о вступлении России на путь развития, по которому уже шли «траны Западной Европы. В силу этого передовые устремления западноевропейской общественной мысли, в первую очередь демократические идеи великой французской революции, были близки первым русским дворянам. «Возьмите великую французскую революцию,— писал Писарев.— Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что вест XIX век, гот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции». В силу особенностей исторического развития России в авангарде русского освободительного движения на том его этапе оказалась не буржуазия, как на Западе, а дворянство.

В этом отношении вся общественно-культурная жизнь России начала XIX века должна оцениваться с непременным учетом этого специфического характера русского освободительного движения того времени. Соединение в лице молодой дворянской интеллигенции самых передовых освободительных идей современности и традиций высокоразвитой дворянской культуры, приобретавшей в лучших своих проявлениях в силу исторических условий русской жизни черты общенационального характера, создавало неповторимое своеобразие общественно-культурной жизни всей эпохи. Расцвет культурной жизни общества, связанный с либеральными устремлениями начала века, чувство национальной гордости, вызванное победоносным окончанием Отечественной войны 1812 года, усиление литературной и журнальной деятельности, интенсивная работа Общественной мысли, находившая свой выход в характерных для того времени частных дружеских обществах, кружках и объединениях, с одной стороны, и еще более дававшая себя знать в послевоенных условиях тяжесть крепостного состояния русского крестьянства, с другой стороны, наконец, философские искания, вызванные неудовлетворенностью современным положением вещей,— все это создавало ту атмосферу, какая окружала молодого Пушкина, и ту почву, которая способствовала расцвету его поэтического гения.

Складывавшееся в этих чрезвычайно благоприятных условиях декабристское движение в целом нельзя понять во всей его сложности и всем многообразии идейных устремлений, не привлекая к рассмотрению настроений широких кругов дворянской интеллигенции, формально не состоявших в декабристских организациях, но являвшихся неотъемлемой частью всего движения в целом. Именно к этой среде принадлежал Пушкин. Культурное, умственное и общественное развитие Пушкина и большинства его сверстников-декабристов шло в одном русле русской жизни того времени: одно воспитание, одна и та же среда и обстановка в городе и в деревенском поместье. И декабристы (в узком значении их последующей принадлежности к тайному обществу), и такие деятели движения, как Пушкин и Грибоедов, создавали разрозненными, но шедшими в одном направлении совместными усилиями и идеологическую основу, и самые формы движения дворянских революционеров.

Несмотря на отдаленность декабристов от народа и политическую ограниченность всего движения в целом, дворянские революционеры — на том этапе освободительного движения — объективно представляли общенародные интересы. Именно этим объясняется могучее революционизирующее воздействие ранней пушкинской гражданской лирики на широкие общественные круги того времени.

Об этой особенности пушкинского творчества писал Герцен, непосредственно связывая «явление Пушкина» с исторической жизнью широчайших народных масс. «Я говорю,— писал Герцен,— о той внутренней, не вполне сознающей себя силе, которая так чудодейственно поддерживала русский народ под игом монгольских орд и немецкой бюрократии.