В мире был он одинок.

Байрон

Эта строка из поэмы Байрона “Паломничество Чайльд Гарольда” выбрана в качестве эпиграфа не случайно. Байроновский герой, разочарованный в жизни и людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, явился одним из родоначальников галереи “лишних людей” в мировой литературе. И не случайно появились схожие по духу и умонастроению персонажи в произведениях Пушкина и Лермонтова. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвернувшийся от него “лишний человек” не был только плодом фантазии лучших писателей того времени, он был подмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.

Образ “лишнего человека” в русской литературе очень разноплановый как в своих проявлениях, так и в формах изображения. Романтические герои Пушкина и Лермонтова — натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода — в них самих, в их душе. Им кажется, что зависимыми их делает то общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими. Алеко, герой поэмы Пушкина “Цыганы”, уйдя от “неволи душных городов” в цыганский табор, хочет иметь полную свободу. Но это свобода “для себя”. Земфире, да и никому другому, он этого не позволяет. Старик-цыган, отец Земфиры, говорит ему:

Ты не рожден для дикой доли. Ты для себя лишь хочешь воли.

В этой поэме выразилась пушкинская концепция свободы личности. Пушкин считал, что свобода данной конкретной личности, любого человека кончается там, где начинается свобода другого человека.

Кавказский пленник, герои одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека:

Я вижу образ вечно милый;

Его зову, к нему стремлюсь...

Юная черкешенка ценой своей жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?

“Мцыри” — это гимн жизни. Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее самой жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри — это смерть, а смерть на воле — часть жизни, последняя, но часть:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Демон. “Дух изгнания”, которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру, но творить его он так и не смог. Тамара погибла:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной.

Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскорблены обществом и унижены. Удовлетворив жажду мести, оба не смогли, однако, стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев — одиночество.

Реализму Пушкина и Лермонтова присущи иные формы изображения героев, иные приемы описания конфликтных ситуаций. Онегин, Печорин, Сашка из одноименной поэмы Лермонтова, Жорж Печорин из “Княгини Литовской”, Арбенин из драмы “Маскарад” предстают перед нами как вполне достоверные личности, и их духовный мир раскрывается в реальных ситуациях.

Объединяет их всех одна болезнь — русская хандра, аналог английского сплина, которым болел еще Чайльд Гарольд. Хандра вызывалась противоречием между высокой интеллектуальной культурой “русских европейцев”, к которым принадлежали все передовые люди того времени, и “азиатчиной” крепостнических отношений. Люди с “озлобленным умом, кипящим в действии пустом”, и душой, испорченной светом, они презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

“Лишние люди” в произведениях Пушкина и Лермонтова открыли галерею “лишних людей” в русском реализме: это Болконский, Обломов, Рудин, Лаврецкий. чеховский Иванов. В современной литературе это образы Левушки Одоевцева из романа “Пушкинский дом” А. Битова, Зилова из “Утиной охоты” А. Вампилова. Все это люди, каждый из которых мог бы сказать о себе лермонтовскими строками:

И скучно, и грустно,

И некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Похожие сочинения

  1. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  2. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  3. Петербург в творчестве А. С. Пушкина
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”,...смотреть целиком
  4. ПОЭЗИЯ ПУШКИНА- "СОЮЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУМ"
    ...Чувства добрые я лирой пробуждал... А.С.Пушкин. "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук напоминает собой многие дни нашей жизни". Удивительно верные слова нашел А.Блок для выражения сущности творчества...смотреть целиком
  5. Автопортрет Пушкина 1829 года
    Передо мной автопортрет Александра Сергеевича Пушкина, сделанный поэтом в тысяча восемьсот двадцать девятом году. Четкие резкие линии, почти шаржевая манера. Часто на полях рукописей поэт рисует своих героев, себя или близких. Этот автопортрет появляется...смотреть целиком
  6. Стихотворения А.С.Пушкина о любви.
    Любовная лирика Пушкина исполнена нежных и светлых чувств к женщине. Лирического героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства. Тема любви, раскрывающая широкую палитру переживаний человека, отражена в стихотворениях...смотреть целиком
  7. Темы декабризма и дружбы в стихотворениях Пушкина  Новое!
    Темы декабризма и дружбы переплетались в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам, дню основания Лицея - 19 октября. Таково стихотворение, которым отмечена эта годовщина в 1827 году с обращением к сверстникам: Бог помочь вам, друзья мои, И в...смотреть целиком