Страница: [ 1 ]  2  

Можно бесконечно перечислять великолепные стихотворения, посвященные разным темам, наполненные лиризмом поэмы. Шедевры эпического жанра и драматургии подарил миру великий русский поэт. По словам Белинского, Пушкин обладал удивительной способностью делать поэтическими самые прозаичные предметы. Поэт, любивший и глубоко понимавший окружающий его мир, создал в своих произведениях неповторимые образы Онегина, Татьяны, Алеко и восхитительные картины природы, с которой напрямую связано вдохновение Пушкина.

В изображении русской природы поэзия Пушкина удивительно верна действительности. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Осень». Поэт, мастерски владеющий многоцветием красок, обращается к простым, но точно отражающим характерные подробности оттенкам:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса…

Это описание русской осени можно сравнить с лучшими образцами пейзажной живописи. Как естественно и красиво рисует Пушкин милое его сердцу время года!

Образ русской природы неразрывно связан с образом автора. Природа для поэта выступает как стихия, которая воодушевляет его, наделяет силой поэтического мастерства:

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Связь Пушкина с родной природой чувствуется в его описаниях весны, лета и зимы. Обращаясь к лету, Пушкин передает вызванные этим временем года эмоции:

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь, как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить да освежить себя —

Иной в нас мысли нет…

Пушкин устами лирического героя говорит о расцвете творческих сил именно осенью, когда стихи рождаются сами собой:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем…

Природа занимает важное место в творчестве поэта. Она помогает раскрыть внутренний мир человека, является его пристанищем и убежищем. В стихотворении «Осеннее утро» лирический герой, потеряв свою любимую, устремляется именно на лоно природы:

Уж нет ее… Я был у берегов,

Где милая ходила в вечер ясный;

На берегу, на зелени лугов

Я не нашел чуть видимых следов…

Только здесь герой может забыть о своем горе и обрести покой. Гармония в природе противопоставляется Пушкиным царящим в мире людей несправедливостям. Иллюстрацией этому может служить стихотворение «Деревня», где ужасное положение рабов резко контрастирует с идиллической картиной:

…люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Стихотворение «Деревня» перекликается с более поздним стихотворением «Вновь я посетил…», в котором лирический герой размышляет о своей жизни, любуясь картиной милой его сердцу родной стороны:

Вот холм лесистый, на котором часто

Я сиживал недвижим — и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Поэт подмечает мельчайшие детали, придающие пейзажу своеобразие. Картины русской деревни воспринимаются нами как зарисовки с натуры, сделанные рукой великого мастера. Когда читаешь эти строки, в мыслях возникает гладь синего озера, спокойно лежащего среди «нив златых и пажитей зеленых», силуэт плывущего в лодке бедного рыбака, тянущего «за собою убогий невод». Как органично слиты состояние природы и человека, проведшего вдали от родных мест десять лет! Изменился человек, лирический герой стихотворения, и он видит перемены, заставляющие задуматься над прошедшими годами, над будущим.

В стихотворениях А. С. Пушкина лирический герой, олицетворяющий собой образ автора, часто обращается к природе, видя в ней свободную стихию. Поэт подчеркивает гордую красоту моря и слышит «шум призывный» в рокоте волн. Прощаясь с морем, Пушкин говорит о том, что никогда не изгладится из его памяти вид грозной и торжественной стихии, шум морского прибоя:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Это стихотворение «К морю», одно из лучших произведений поэта, посвященных природе. Романтическая восторженность человека, тонко чувствующего прекрасное, присутствует в каждом пушкинском пейзаже. Свою связь с родной природой Пушкин неоднократно утверждал в поэтическом творчестве. Жизнь великого русского поэта, его вдохновенные строки неотделимы от лесов и полей, озер и холмов родной страны, где, говоря словами самого Пушкина,

…взлелеянный природой и мечтой,

Я знал поэзию, веселость и покой.

Обаяние пушкинской лирики не меркнет, время не властно над ней. Менее двух лет осталось до двухсотлетнего юбилея Пушкина. Миллионы людей разного возраста, разных национальностей отдадут должное великому поэту. Вот уже второе столетие волшебник русского слова объединяет нас такими строками:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

Добрые чувства – это милосердие, гуманность, сострадание, уважение, искренность, благородство, порядочность и, конечно, умение дружить и любить.

В многообразии лирических тем, озаряющих поэзию Пушкина, тема дружбы занимает столь значительное место, что его можно смело именовать певцом этого благородного чувства. Очевидно, истоки этого чувства были заложены в самой натуре поэта, натуре благородной, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие его свойства.

Начиная с лицейской поры у Пушкина было много друзей: и близких, и не очень близких, но всем им отдавал он должное. Оттого и широк диапазон его дружеских пристрастий – от простого и внешнего приятельства до высоких степеней требовательной, бесстрашной и порою жертвенной дружбы.

Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивно-пылкого Кюхельбеккера, и благородного Пущина, и колко-остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и меланхолического Баратынского, и поэта-гражданина Рылеева, и простодушного Нащокина. С почтительным дружеством относился он к Карамзину, к Жуковскому, к Крылову — людям старшего поколения. Но особенно близкими его душе были однокашники по Царскосельскому лицею и друзья вольнолюбивой петербургской юности.

В течение шести лет тридцать лицеистов жили вместе. Даже на каникулы их не отпускали домой. Они очень подружились и решили, окончив лицей, каждый год собираться 19 октября, чтобы отмечать день открытия лицея, когда они впервые встретились. Знамениты его стихотворения: «19 октября» (1825, 1827,1828 годов); «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора, наш праздник молодой…» Из глубины души высказано признание поэта:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен…

Как клятвенное заверение в дружбе звучат слова о малой родине – Царском Селе:

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни занесло,

Все те же мы:

Нам целый мир чужбина,

Отечество нам – Царское Село.

В ряду пушкинских друзей лицейской юности И. И. Пущин занимал особое место. Именно к нему обращены искренние слова:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Эти слова дошли до Пущина уже в Сибири, куда он был сослан на каторжные работы как член тайного общества.

Пушкин не забывает обо всех друзьях – декабристах, сосланных в Сибирь, и пишет стихотворения, полные глубочайшей уверенности в правоте их героического дела:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

В обширной плеяде пушкинских дружеских пристрастий особое место занимает Чаадаев. Это был замечательный, своеобразный человек, который в юные годы для поэта являлся образцом высокого гражданского мужества и свободолюбия.

Чаадаев, помнишь ли былое?

Давно ль с восторгом молодым

Я мыслил имя роковое

Предать развалинам иным?

Как манифест дружбы, объединяющей людей благородных и свободолюбивых, воспринимаются знаменитые строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Тема дружбы разрабатывалась у Пушкина многообразно, проходя у него все оттенки величественного и героического, нежной и задумчивой лиричности, ласковой и лукавой иронии.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  3. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  4. Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
    Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь — целый мир, богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина,...смотреть целиком
  5. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
    Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений,...смотреть целиком
  6. «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (2)
    Именно Пушкин показал, что поэзия заключается не только в рифме. Поэзия рождается из наблюдений и переживаний поэта. В его творчестве находят свое отражение все явления окружающей жизни. Источником его вдохновения стала сама жизнь во всей ее повседневности....смотреть целиком
  7. Тема поэта и поэзии в мировоззрении Пушкина  Новое!
    Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр русской поэзии — оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру относятся поэмы, написанные в период...смотреть целиком