Любовь для Пушкина - спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви.
В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.
Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть…
(\"Красавице, которая нюхала табак\")
Так, в стихотворениях \"Красавице, которая нюхала табак\", \"Монах\", \"К Наташе\" все обращается в шутку, в игру. Настоящего, возвышенного душевного единства нет. Для раннего творчества Пушкина характерен жанр \"легкой поэзии\". Считается, что Пушкин был последователем Анакреона - греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии.
Еще в Лицее Пушкин начинает писать в особом жанре любовной лирики - стихах в альбом. Интересно то, что поэт, не питавший обычно глубоких чувств к владелице альбома, должен был написать ей признание в любви. Пушкин обычно писал шутки в виде какого-либо парадоксального утверждения.
…Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицину увидел
И примирен с отечеством моим.
(\"В альбом Голициной\")
В петербургский период Пушкин пишет любовные стихи, подобные лицейским. (\"О.Массон\", \"Как сладостно!.. Но боги, как опасно…\"). Но появляется и нечто новое. Впервые появляется то, к чему впоследствии очень часто будет обращаться поэт: возвышенный идеал. \"Где женщина не с хладной красотой, но с пламенной, возвышенной, живой?\"
Почти одновременно с этим Пушкин пишет оду \"Вольность\". В первых же ее строчках он изгоняет \"царицу Цитеры\" - богиню любви Афродиту, а \"изнеженную лиру\" собирается \"разбить\", чтобы \"воспеть свободу\".
В петербургский период происходит постепенный переход от лицейской лирики к той новой, которая появится в южной ссылке.
Все Дориды, Лиды и Темиры для Пушкины на Юге уже в прошлом. Сам он пишет о том, что было предметом его любовной лирики, как о прошлом, от которого настоящее уже далеко:
Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной…
Где прежний жар и слезы вдохновенья?
Придите вновь, года моей весны!
В любовной лирике южного периода мы не найдем ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм. Более того, подобно Байрону, Пушкин стремится сократить расстояние между собой и своим романтическим героем. Романтический герой - это беглец из несвободного и не понимающего его мира. Он изгнанник, оставивший в том мире свою любовь. Как уже говорилось, любовные стихотворения этого периода трагичны:
Все кончено: меж нами связи нет…
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
(\"Прощанье\")
Считается, что все эти грустные мысли навевала Пушкину некая \"утаенная любовь\". \"Утаенная любовь\" подходила романтическому герою соответствовала его образу. Однако, по словам М.Н.Волконской, поэт обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.
Но в любовной лирике Пушкин не новатор. Он романтик. Так, в стихотворении \"Я помню чудное мгновенье…\" он говорит о нежном голосе, милых чертах, мятежном порыве.
Литературоведы считают, что в стихах Пушкина прослеживается унынье, тоска, но есть \"чудные мгновенья\", которые связаны с любовью. В период южной ссылки поэт пережил много глубоких увлечений: любовь в Собаньской, любовь к Ризнич и Воронцовой. Любовь заполняет короткое время пребывания в Одессе. В многочисленных стихотворениях, посвященных возлюбленным , созданы яркие образы любимых женщин. Однако любовь рассматривалась как чувство преходящее. Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить.
Любовную лирику Пушкина после 1824 года не следует рассматривать как поэтический анализ его \"донжуанского списка\". В стихотворениях \"На холмах Грузии…\", \"Я вас любил…\" говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. В этих стихотворениях не стоит искать ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви, говоря: \"печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой…\". В стихотворениях нет портрета возлюбленной. Любимых женщин Пушкин часто видит сквозь дымку воспоминаний и снов. В стихотворениях отражены не только любовные переживания о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.
В лирике Пушкина оживают его \"любви пленительные сны\". Это стихотворения - воспоминания. В стихотворении \"Я вас любил…\" все чувства уже в прошлом, вернее, поэт пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще \"угасло не совсем\". В его душе оживает любовь-воспоминание. То же самое происходит в душе поэта в стихотворении \"На холмах Грузии…\" Однако любовь оживает не только потому, что поэт вспоминает о любимой. В ней источник новых ярких переживаний.
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
В этом стихотворении говорится о той любви, которая вдохновляла поэта.
Любовь для Пушкина-лирика становится предметом высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской \"прозы\". \"Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию,\" - говорит Пушкин.

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  3. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
    Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений,...смотреть целиком
  4. Природа в лирике Пушкина
    Встречая в произведениях какого бы то ни было писателя картины природы, мы знаем, что это аллегория: часто они изображают таким способом историческую обстановку или события (особенно популярны образы метели, грозы). В поэзии пейзажи – это выражение...смотреть целиком
  5. Пушкин и российская история  Новое!
    Интерес к законам истории, историзм были одной из главных черт пушкинского реализма. Одновременно они повлияли и на эволюцию политических воззрений поэта. Стремление изучить прошлое России, чтобы проникнуть в ее будущие пути, надежда найти в Николае...смотреть целиком
  6. Александр Сергеевич Пушкин – Детство и Лицей
    Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1817) родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 – 1848), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) ему досталось...смотреть целиком
  7. Философские мотивы лирики Пушкина  Новое!
    В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о цели и смысле жизни, о проблемах соотношения личности и бытия, о своем месте в мире людей. И каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя ясных ответов на поставленные...смотреть целиком