В относительно раннем стихотворном «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824), где также в пылких речах поэта уже содержится мысль о радости «безмолвного» труда, о том, что творческий труд довлеет себе, в себе самом заключает свою награду, Пушкин дает устами книгопродавца очень точное и выразительное определение самого характера творческого труда, его специфики. Выражение «на пламени Труда» весьма красноречиво. Еще мальчиком, на лицейской скамье, Пушкин зло издевался над «хладными» трудами бездарных реакционных писак того времени, эпигонов полностью уже изжившего себя классицизма, вымучивавших из себя «груды» «и прозы и стихов - тяжелые плоды полунощных трудов».

Истинный творческий, писательский труд должен быть «пламенным», «живым», «жарким» («К трудам рождает жар во мне» - «Деревня», 1819), «одушевленным»: «Одушевленный труд и слезы вдохновенья». Сочетание в данной строке «вдохновенья» и «труда» не случайно. Литературный творческий труд и вдохновенье - «музы» и «труды» - у Пушкина подчеркнуто идут рядом друг с другом: «Я знал и труд, и вдохновенье»; «Любил он труд и вдохновенье», «Он ведал труд и вдохновенье», - читаем в черновиках «Евгения Онегина» о Ленском. Причем вдохновение и труд не только идут рядом друг с другом, но и прямо сливаются в нечто целостное и единое:

* Рифма звучная подруга
* Вдохновенного досуга,
* Вдохновенного труда.

Вместе с тем само вдохновение Пушкин определял совсем не так, как это было принято в его время. Представители обоих основных литературных направлений- и классики и романтики - склонны были истолковывать вдохновение почти в мистическом духе, понимая под ним состояние некоего особого «восторга», исступления, своего рода сверхъестественного наития, владеющего поэтом в минуты его творчества.

Пушкин категорически возражал против подобного смешения «вдохновения с восторгом»: «Нет; решительно нет - восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей частями в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвести истинное великое совершенство… Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует».


Непостоянному и непродолжительному «восторгу», в смысле некоего самозабвения, иррационального исступления, «священного безумия», владеющего - по представлениям и классиков и романтиков - поэтом, Пушкин противопоставляет, наоборот, полное самообладание художника-творца, силу его ума, внутреннюю сосредоточенность на своем деле и в особенности систематический труд, являющийся основным требованием и условием плодотворной литературно-творческой работы.

* Владею днем моим; с порядком дружен ум;
* Учусь удерживать вниманье долгих дум,

так писал о себе Пушкин в 1821 году, в период своей южной ссылки, который обычно рисуется биографами как самая бурная и неупорядоченная полоса его жизни и который действительно был наиболее романтической полосой его творчества. И эти слова, которые следовало бы написать золотыми буквами и поместить в рабочем кабинете каждого писателя, для Пушкина отнюдь не были только словами. Недаром уже известное нам выражение «постоянный труд» принадлежит к числу наиболее излюбленных им словосочетаний. «Предприими постоянный труд», - убеждает он одного из своих литературных друзе

Похожие сочинения

  1. Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности,...смотреть целиком
  2. Сочинение по сказкам А. С. Пушкина
    Сказки А. С. Пушкина внесли в литературу идею протеста против самодержавия и крепостничества. «Сказка о попе и о работнике его Балде» – сатира на обманывающих народ служителей православной церкви. В ней высмеиваются их жадность, глупость и лицемерие....смотреть целиком
  3. "Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова
    "Лишний человек", "лишние люди", "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова,...смотреть целиком
  4. ТЕМА ВОЛЬНОСТИ И ПРОТЕСТА В СТИХАХ А. С. ПУШКИНА
    Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен — Пушкин — в роли монумента? Гостя каменного? — он, Скалозубый, нагловзорый Пушкин — в роли Командора?.. М. Цветаева По-моему, очень точно...смотреть целиком
  5. Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте,» - писал Н. В. Гоголь. И это действительно так. Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Чист...смотреть целиком
  6. Характеристическая черта гения Пушкина
    «Характеристическая черта гения Пушкина, писал о поэте И. И. Пущин, — разнообрапие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые бы прошли мимо его, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его музы: п потому простор...смотреть целиком
  7. Сказочный мир Пушкина  Новое!
    Это одно из ярчайших воспоминаний моего дошкольного детства — это, наверное, мое первое знакомство с Пушкиным. Любовь с первого взгляда, с первого же слова — и навсегда. …Мне два с половиной года. Я впервые с родителями на морском побережье. Евпатория....смотреть целиком