6 июня 1999 года Пушкину исполнилось 200 лет, а мне 6 июня — четырнадцать. Для меня это двойной праздник. Мы с Пушкиным родились в один день в Пушкинских Горах, на святой земле, и с первых дней своей жизни я дышал тем же воздухом, что и Пушкин. Меня возили в коляске по тем же дорожкам, по которым когда-то ходил сам Александр Сергеевич.

У каждого своя дорога к великому поэту. У меня она начинается со святых гор. Каждое лето я отдыхаю на своей родине. Михайловское, Петровское, Тригор-ское... Посещая их, я испытываю истинное счастье вновь и вновь прикоснуться к нерасторжимому своду волшебных звуков, чувств и дум.

Вот огромный камень на въезде в Михайловское. В центре усадьбы, где жил А. С. Пушкин, стоит усадьба. “Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья” назвал поэт Михайловское. Один в глухой деревне, Пушкин нуждался в преданном близком человеке. И таким близким человеком для него стала няня Арина Родионовна.


...бывало,

Ее простые речи и советы

И полные любови, укоризны,

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихой...


Отношения Пушкина и Арины Родионовны полны удивительной сердечности, это были отношения двух близких, любящих друг друга людей. С детства Пушкин учился у няни народному языку, она приобщила его к устному народному творчеству, пробудила в нем неослабевающий интерес к песням и сказкам родного народа. “Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!” Все мы испытали на себе прелесть и очарование пушкинских сказок. Это они будили в наших детских душах любовь ко всему доброму и бескорыстному. Боже, как мы смеялись, читая о том, как “подпрыгнул поп до потолка” от щелчка умного Балды.

Да, сначала это были сказки, которые читали мне бабушка, дедушка, мама. Эти сказки нельзя забыть.

Неподалеку от усадьбы находился негустой прозрачный лес. Гуляя по нему, я искренне верил Пушкину и искал на “неведомых дорожках следы невиданных зверей”. А когда я остановился у старого в несколько обхватов дуба, мне захотелось увидеть “златую цепь на дубе том”, где “днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом”. Казалось, вот-вот увижу русалку, которая где-то прячется в густых ветвях.

Шло время. Я взрослел вместе с Пушкиным. И каждый раз, когда я приезжал в мое родное Пушкиногорье, я узнавал о поэте что-то новое, трепетно смотрел на “стол с померкшею лампадой”, где “груда книг, и под окном кровать, покрытая ковром, и вид в окно сквозь сумрак лунный...” “Здесь, именно здесь за этим столом и с этим пером в руке создавались главы “Евгения Онегина”, стихотворения “Деревня”, “Зимний вечер”, — думал я. А в голове уже звучали удивительные строчки, а потом мелодия:

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, То заплачет как дитя.

Природа Пушкиногорья не могла не вдохновлять поэта на творчество. Он верил, что красоту здешних мест оценят его потомки, и хотел, чтобы о нем помнили:


...Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум...

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.


Каждый год в первое воскресенье июня, в дни Пушкинских чтений, старой ганнибаловской дорогой, веду щей из Пушкинских Гор в Михайловское, по которой часто гулял Пушкин, я спешу на свидание с моим добрым другом. Дорога идет мимо озера Маленец, мимо колодца с питьевой водой, откуда носили ее на усадьбу. Вот “холм лесистый”, воспетый Александром Сергеевичем, возвышается на противоположном берегу. Далее иду к “границе владений дедовских”, к “трем соснам”. Старых сосен уже давно нет. На этом месте теперь “младая роща разрослась” — потомство племени “младого, незнакомого”. Иду, чтобы причаститься, чтобы очиститься, чтобы стать лучше, возвышеннее.

Не за горами лето, каникулы. Я опять поеду в Пушкиногорье, обязательно побываю в Святогорском монастыре, на могиле Александра Сергеевича, возложу цветы, помолчу, а потом увижу своего поэта, уже на год постаревшего, но вечно современного и любимого, и прошепчу, окинув взглядом окрестности:


Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.


А он скажет, обращаясь и ко мне:


Здравствуй, племя младое, незнакомое!


Именно так написано на старинном камне, который лежит у дороги, что ведет к дому великого поэта.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. Петербург в творчестве А. С. Пушкина
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”,...смотреть целиком
  4. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
    Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений,...смотреть целиком
  5. Что в имени тебе моем? (по творчеству Пушкина)
    «Что в имени тебе моем?» — этот вопрос — одновременно плод творческого поиска создателя и свидетельство того, что для каждого человека это имя имеет свое особенное, неповторимое, индивидуально определенное значение. Для кого-то Пушкин — поэт-лирик, для...смотреть целиком
  6. Болдинская осень Пушкинской жизни
    В 1830 году Пушкин приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Но здесь поэту пришлось пробыть не месяц, как он планировал, а целых три, потому что началась эпидемия холеры. И это вынужденное пребывание в Болдине было отмечено небывалым взлетом...смотреть целиком
  7. Идейный и художественный комплекс становления Пушкина
    Несмотря на большое разнообразие поэтических дарований того времени — Рылеева и Дельвига, Федора Глинки и Козлова, Жуковского и Кюхельбекера, Батюшкова и Катенина, можно все же выделить некоторые общие черты, связывающие этих поэтов, наметить отдельные...смотреть целиком