В юношеских литературных увлечениях и исканиях Пушкина нашли свои отклики многие прогрессивные явления русской и зарубежной литературы XVIII — начала XIX в. В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» ощутимы традиции высокой одической поэзии в духе Державина, которые, однако, художественно деформируются под воздействием новаторских стилей Батюшкова и Жуковского.

Сравним у Пушкина:
И там, где роскошь обитала
В тенистых рощах и садах,
Где мир благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах!
У Батюшкова:
И там, — где роскоши рукою,
Дней мира и трудов плоды,
Пред златоглавою Москвою
Воздвиглись храмы и сады,
Лишь угли, прах и камней горы.
(«К Дашкову», 1813)

Значительное влияние на лицейское творчество Пушкина оказала «легкая поэзия» Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдова, в творчестве которого Пушкин ценил «резкие черты неподражаемого слога», мечтательная лирика Жуковского. Пушкин видит в них своих учителей в поэзии. В конце 1816 г. Пушкин обращается с посланием к поэтическому главе «Арзамаса» — Жуковскому, начинающимся словами:

Благослови поэт!..
В тиши парнасской сени
Я с трепетом склонил пред музами колени:
Опасною тропой с надеждой полетел.
Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.





(«К Жуковскому»)

Пушкин сам называл себя «учеником» Жуковского. Однако еще Белинский справедливо заметил о Пушкине этих лет: «Как ни много любил он поэзию Жуковского, как ни сильно увлекался обаятельностью ее романтического содержания, столь могущественною над юною душою, но он нисколько не колебался в выборе образца между Жуковским и Батюшковым... Влияние Батюшкова обнаруживается в «лицейских» стихотворениях Пушкина не только в фактуре стиха, но и в складе выражения, и особенно во взгляде на жизнь и ее наслаждения. Во всех их видна нега и упоение чувств, столь свойственные музе Батюшкова: и в них проглядывают местами унылость и веселая шутливость Батюшкова» . Таковы стихотворения «К молодой вдове», «Князю А. М. Горчакову», «Воспоминание», «Послание к Галичу». Стихотворение «Городок» написано в подражание стихотворению Батюшкова «Мои пенаты». В нем Пушкин определяет свои литературные симпатии. Среди зарубежных поэтов на первом месте стоит Вольтер, сатирик, философ, поэт свободомыслия, «фернейский злой крикун». Пушкин называет также и других своих любимых авторов — Гомера, Вергилия, Горация. Он ценит Расина, Мольера, Руссо, Парни. Примечательно, что в пушкинском перечне нет еще Шекспира... Среди современников Пушкин особенно выделяет Батюшкова и Жуковского, решительно отвергая и принципы и защитников устаревшего классицизма. В обозрении «Тень Фонвизина» Пушкин нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэтов из лагеря шишковцев.

Но, вбирая в свою поэзию все достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти «своим путем», он не хочет «вслед Державину парить», ему чужды мистические увлечения Жуковского и сентиментализм Карамзина. Пушкин требует от поэзии истины в выражении чувств, он хочет писать «своим складом».
Белинский считал, что уже в лицейских стихотворениях виден «будущий преобразователь русской поэзии и будущий национальный поэт» . В ряде стихотворений («Казак», «Послание к Юдину») встречаются реалистические зарисовки природы и быта, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности.

Мне видится мое селенье,
Мое Захарове; оно
С заборами к реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад... и т. д.
.(«Послание к Юдину», 1815)

В стихотворении «Романс» («Под вечер, осенью ненастной...», 1814) Пушкин обращается к социальной проблеме, создавая образ обманутой девушки с ребенком на руках. Уже здесь начинается в творчестве поэта гуманистическая тема «маленького человека». Стихотворение вошло впоследствии в народные песенники. Раннюю «вольность и смелость в Понятиях и словах» юного Пушкина Белинский находил в стихах:
Устрой гостям пирушку;
На столик вощаной
Поставь пивную кружку
И кубок пуншевой.
(«К Пущину», 1815)

Похожие сочинения

  1. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  2. Петербург в творчестве А. С. Пушкина
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”,...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Мотивы сказки и былины в поэзии Пушкина  Новое!
    Сочинение по произведению «Сказка о мертвой царевне». В «Сказке о мертвой царевне» появляется обобщенный образ богатырей. Еще в «Руслане и Людмиле» слились мотивы волшебной сказки и героической былины. Характерно это и для «Сказки о царе Салтане». Но...смотреть целиком
  5. ПОЭЗИЯ ПУШКИНА- "СОЮЗ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ, ЧУВСТВ И ДУМ"
    ...Чувства добрые я лирой пробуждал... А.С.Пушкин. "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук напоминает собой многие дни нашей жизни". Удивительно верные слова нашел А.Блок для выражения сущности творчества...смотреть целиком
  6. Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина
    Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы. Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и дружба занимают особое место в ней, поскольку эти чувства...смотреть целиком
  7. Тайны произведения Пушкина "Пиковая дама"
    Тайна первая: отсутствие имени у Германна. Не трудно заметить, что у главного героя произведения отсутствует имя (а может быть — фамилия). Докажем, что «Германн» — это фамилия. Поведем доказательство от противного: пусть «Германн» — это имя. Но в этом...смотреть целиком