Страница: [ 1 ]  2  

В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как «град Петров» и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах. Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время - столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией (во главе с Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту; чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений), оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина. С одной стороны, известное всем со школьной скамьи:

* Люблю тебя, Петра творенье,
* Люблю твой строгий, стройный вид,
* Невы державное теченье,
* Береговой ее гранит,
* Твоих оград узор чугунный,
* Твоих задумчивых ночей
* Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
* Когда я в комнате моей
* Пишу, читаю без лампады,
* И ясны спящие громады
* Пустынных улиц, и светла
* Адмиралтейская игла,
* И, не пуская тьму ночную
* На золотые небеса,
* Одна заря сменить другую
* Спешит, дав ночи полчаса».
* (из «Медного всадника»)
* С другой - «свинский Петербург» и
* Город пышный, город бедный,
* Дух неволи, стройный вид,
* Свод небес зелено-бледный,
* Скука, холод и гранит…

То есть можно говорить о Петербурге величественном и низком, Петербурге юности А.С.Пушкина и восприятии его же в зрелые годы. Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение - Царкосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около года. Об этом Пушкин пишет в письме к жене: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку». (1801 г.) Он приехал вместе со стихотворцем Василием Львовичем Пушкиным (дядей поэта) и приятельницей В.Л.Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной. Жили они, в считавшейся одной из лучших в Петербурге, гостинице Демута. Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву!

После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами. Испытания (экзамены) проходили в доме самого министра народного просвещения графа Разумовсвкого. Вскоре после экзамена Иван Пущин, живший на Мойке в доме своего деда, направился к Пушкину, «как к ближайшему соседу». «С той поры, - вспоминал он, - установилась и постепенно росла наша дружба…» Он же вспоминал о том, что Пушкин знал гораздо больше других детей, «многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил». Случилось так, что, приехав в Петербург в июле 1811 года, Александр Пушкин жил недалеко от дома Пущиных. Спустя четверть века поэт снова оказался на Мойке - в доме Волконских. И этот, соседний с пущинским, дом стал его последним жилищем.

Осенью 1811 года (19 октября) началась учеба в лицее и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. «Безбожно молодого человека держать взаперти…» - жаловался Пушкин в письме к Вяземскому за год до выпуска из лицея. Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года. Окончив Лицей, Пушкин переезжает в Петербург (в квартиру родителей на Фонтанке у Калинина моста) и начинает самостоятельную жизнь взрослого человека. От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё - и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и «Арзамас». Заветное в начале XIX века слово «театр» рождает у Пушкина желание воспеть это славное детище русской культуры в романе «Евгений Онегин» и ключом к «онегинскому» Петербургу является театр: «Волшебный край! там в стары годы,





* Сатиры смелый властелин,
* Блистал Фонвизин, друг свободы,
* И переимчивый Княжнин;
* Там Озеров невольны дани
* Народных слез, рукоплесканий
* С младовой Семеновой делил,
* Там наш Катенин воскресил
* Корнеля гений величавый;
* Там вывел колкий Шаховской
* Своих комедий шумный рай…

Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, - это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты и добра, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной (1812 года) поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к ее спасению от абсолютной монархии, пути к парламентаризму. Пушкин знакомится с членами тайных антиправительственных организаций - с Рылеевым, Каховским, Якушкиным, поэтом-партизаном Денисом Давыдовым. Именно в этот период Пушкин создал поэму «Руслан и Людмила» и по прочтении ее в доме у Жуковского получил портрет его со знаменитой, триумфальной надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Пушкин стал певцом декабристов, певцом свободы. Ода «Вольность», эпиграммы на графа Аракчеева и министра просвещения князя Голицина по словам Лажечникова «…наскоро, на лоскутках бумаги, карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть. И все - разом, катастрофически мгновенно - рухнуло 14 декабря. Декабристский город был повержен, Петербург завоевал император Николай I, сделав его твердыней самодержавия и оплотом своего правления. Пушкин за оду «Вольность» был выслан из Петербурга еще 6 мая 1820 года.

Вернулся после ссылки ровно через семь лет - в мае 1827 года уже в Петербург императорский. Всё изменилось. Пушкин в 1829 году констатировал: в новом Петербурге истреблена духовность. Устами одного из героев повести, начатой в это время Пушкин утверждал: в 1818 году «строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы не снимая шпаг - нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами… Теперь это все переменилось, - французская кадриль заменила Адама Смита…». Пушкин возвращается знаменитым поэтом и поселяется в гостинице Демута - это жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего семейного очага. Вот тогда-то и появились строчки:

* Город пышный, город бедный,
* Дух неволи, стройный вид,
* Свод небес зелено-бледный,
* Скука, холод и гранит».

Вскоре после свадьбы Пушкин решил переехать на постоянное местожительство из Москвы в Петербург. Лето и осень 1831 года он проводит под Петербургом в Царском Селе. Это было счастливое время для Пушкина и его жены. Он работал, гулял с женой около озера. Но в конце июня в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. Царское Село оказалось окружено карантинами, туда доходили лишь смутные слухи о народных холерных бунтах. Умирает Дельвиг. Болезнь скручивает его в 3 дня. В середине июля, спасаясь от эпидемии, в Царское Село прибыл Николай I со своей свитой; покой и тишина были нарушены.

Это не могло не огорчать Пушкина. Красота Натальи Николаевны поразила императрицу, которая выразила желание постоянно видеть Пушкиных при дворе. Летом 1831 года завязался тот роковой узел, который смогла разрубить только трагическая гибель поэта. Утешением для поэта было то, что вместе с двором в Царское Село приехал Жуковский. Жуковский, Гоголь, Пушкин собирались почти каждый вечер. Возникло даже нечто вроде соревнования в создании русских сказок между Жуковским и Пушкиным. Написана шутливая поэма «Домик в Коломне», где описаны любимые Пушкиным с детства бедные окраины Петербурга; дописано письмо Онегина к Татьяне, проза, стихи. Лето было плодотворным.

В ночь на 1 февраля 1837г.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
    Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь — целый мир, богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина,...смотреть целиком
  2. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  3. ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
    Крупнейшие мастера русской классической литературы обращали свои взоры на несчастных и обездоленных, показывая чистую душу, страдающую или радующуюся, независимо от социального положения переживающую всю гамму человеческих ЭМОЦИЙ: Одним из первых о судьбе...смотреть целиком
  4. Русский женский национальный характер
    В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне, по сравнению со стихами, находился литературный язык прозы. Поэтому перед П-ным-прозаиком...смотреть целиком
  5. А.С. Пушкин на Кавказе: Видел я берега Кубани
    На долю поэта выпала задача огромной культурно-исторической важности, казалось бы, непосильной для одного человека, но гигант Пушкин с этой задачей справился блестяще, ибо творческий путь его был стремителен и плодотворен. Первое стихотворение Пушкина...смотреть целиком
  6. Поэтический вымысел в произведениях Пушкина  Новое!
    Именно это имело место в случае с "Моцартом и Сальери". Пушкин поверил широко распространенным слухам о том, что виновником смерти Моцарта был Антонио Сальери (1750 - 1825), который будто бы из зависти отравил своего великого современника,...смотреть целиком
  7. Творческая жизнь Пушкина уже в годы пребывания в лицее  Новое!
    Уже ранняя лицейская поэзия Пушкина по богатству мыслей, художественному уровню ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. На экзамене в 1815 г. Пушкин, прочитавший «Воспоминания в Царском Селе», привел в восторг Дерягина,...смотреть целиком