Первая половина 1817 года, года выпуска из Лицея, характеризуется в пушкинской лирике главным образом циклом прощальных посланий к лицейским товарищам и друзьям. Основной мотив этих посланий — жизненный путь по окончании Лицея. В послании «Князю А. М. Горчакову» этот мотив развертывается на противопоставлении будущей блестящей судьбы князя своей скромной судьбе:

Мой милый друг, мы входим в новый свет; Но там удел назначен нам не равный, И розно наш оставим в жизни след. Тебе рукой Фортуны своенравной Указан путь и счастливый, и славный,— Моя стезя печальна и темна.

Будущее Горчакова Пушкин рисует в радужных красках, в то время как себе он оставляет лишь два утешения в жизни — свой поэтический дар и счастье друзей.

В этом — первом по написанию — прощальном послании 9 будущем своем пути Пушкин говорит еще недостаточно определенно:

Ужель лишь мне не ведать ясных дней?

Нет! и в слезах сокрыто наслажденье,

И в жизни сей мне будет утешенье:

Мой скромный дар и счастие друзей.

Гораздо определеннее говорит Пушкин об этом в стихотворении «В альбом Илличевскому»:

Ах, ведает мой добрый гений,

Что предпочел бы я скорей

Бессмертию души моей

Бессмертие своих творений. (I, 258),

И уже совершенно серьезно о своем будущем поэта в «красном», якобинском «колпаке», Пушкин говорит в стихотворении «Товарищам», обращенном ко всем своим друзьям по Лицею, дружески и шутливо противопоставляя свой путь поэта — чиновничьей и военной карьере некоторых из них.

Наиболее значительным из всего этого прощального цикла является послание «Кюхельбекеру»:

Прости... где б ни был я: в огне ли смертной битвы. При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству вереи я!

И пусть.., (услышит ли Судьба мои молитвы?) Пусть будут счастливы все, все твои друзья! (I, 263)

Пушкин опубликовал это стихотворение в «Невском зрителе» в 1820 году под заглавием «Кюхельбекеру» и с пометкой: «Лицей, 9 июня 1817» (т. е. день выпускного акта).

В несколько измененной редакции Пушкин помещал это стихотворение в своих сборниках 1826 и 1829 годов под заглавием «Разлука». Со стороны Пушкина это было актом большого гражданского мужества, так как стихотворение было посвящено сосланному декабристу; одновременно это свидетельствовало о верности поэта не только лицейским традициям, но и традициям декабризма вообще.

Так создавалась та пушкинская поэзия лицейского братства, которая стала восприниматься уже в его время как широкий символ неразрывного единства людей— единомышленников по духу.

В первое время по выходе Пушкина из Лицея его лирика, за исключением нескольких значительных стихотворений («Вольность»), не получает сколько-нибудь широкого развития, так как основное место в его творческой деятельности этого периода занимает работа над «Русланом и Людмилой».

Мощная лирическая стихия в основном находила свой выход в названной поэме, которая как бы вбирала в себя лирические переживания Пушкина этих лет.

1817—1820 годы — это период бурной идейной жизни русского общества, деятельности ранних тайных политических кружков и организаций, складывания основных начал декабристской идеологии. Тон всему задавала военная офицерская среда. Это была та среда, в которой преимущественно вращался Пушкин в период между окончанием Лицея и ссылкой. Уже к первому году пребывания в Петербурге относятся его знакомства с М. Ф. Орловым, А. И. Якубовичем, П. П. Кавериным, С. И. Муравьевым-Апостолом, П. А. Катениным, Ф. Н. Глинкой и другими представителями революционно настроенной петербургской военной молодежи.

Об идейном воздействии на Пушкина его новых друзей, указывавших ему на несоответствие искусственно созданного им еще в лицейские годы авторского образа поэта — эпикурейца, изнеженного ленивца — насущным задачам современности, говорит он сам в послании к А. И. Тургеневу 1817 года.