\"Поэма\" в переводе с греческого языка значит творение. Поэмами называются поэтические рассказы о замечательных событиях из жизни выдающихся личностей. Эпическая поэзия получила свое название от греческого слова \"эпос\", что значит рассказ, так как всякое эпическое произведение есть рассказ о каком-либо событии или происшествии, совершившемся не в душе поэта, а в окружающем его мире.

Устный эпос составляют те эпические произведения, которые слагаются неграмотным народом устно и устно же передаются от поколения к поколению. Народный эпос отличается двумя свойствами: 1) преобладанием фантастического вымысла, то есть созданием таких образов (чудовищ, богатырей), которым ничто не соответствует в действительном, реальном мире, и 2) строгой объективностью, то есть полным отсутствием лирического элемента: автор нигде ничего не говорит о самом себе, нигде не высказывает ни своих чувств, ни своих суждений, он в стороне, его не видно.

Главные виды народного эпоса: сказки, былины, исторические песни, пословицы и загадки.

Письменный эпос составляют те эпические произведения, которые создаются не безграмотным народом, а отдельными лицами - писателями.

Письменный эпос отличается от народного не только своим происхождением, но и преобладанием естественного вымысла и нестрогой объективностью, то есть писатели нередко прерывают рассказ своими замечаниями, суждениями и выражением своих личных чувств.

Героическая поэма, или эпопея, представляет литературную обработку героического (богатырского) эпоса. Лучшими образцами героических поэм считаются \"Илиада\" и \"Одиссея\". У греков первоначально существовали героические песни, или рапсодии, подобные нашим былинам, о подвигах отдельных героев: Ахилла, Аякса, Одиссея, Гектора. Впоследствии рапсодии эти объединились в две поэмы: \"Илиаду\", в которой изображены последние месяцы из десятилетней Троянской войны, и \"Одиссею\", в которой изображено десятилетнее странствование царя острова Итаки после этой войны. Создание этих поэм греки приписывали слепому певцу (рапсоду) Гомеру. Поэмы в течение нескольких веков передавались от одного поколения другому устно.

С распространением христианства в Римской империи языческая образованность подверглась гонению и пришла в полный упадок. Творения древних ученых и поэтов частью были забыты, а частью и совсем уничтожены. Только с XVI века у европейских народов пробуждается интерес к произведениям классической древности. Наступает так называемая эпоха возрождения классической образованности. Изучение \"Илиады\", \"Одиссеи\" и особенно \"Энеиды\", в которых с замечательным мастерством изображены все стороны древнегреческой и римской жизни, вызвало стремление подражать этим произведениям. Почти у каждого народа явилась своя подражательная поэма.

Однако подражали во многом, но только не в самом существенном - в правдивом воспроизведении изображаемых событий. Такое подражание нельзя не назвать ложным, а потому и самые поэмы этого рода носят название ложно-классических.

Поэма нового времени стремится к действительности и в этом отношении более приближается к классическим поэмам, чем поэмы подражательные
Виды поэм, встречающихся в новой литературе, следующие: историческая, лиро-эпическая и романтическая.

В исторической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь важное историческое событие: Описывая его, поэт вместе с тем раскрывает свою идею. С этой целью он берет только те стороны изображаемого события, которые способствуют лучшему ее выяснению.

Образцом исторической поэмы служит поэма Пушкина \"Полтава\". Идея ее изложена в эпилоге (заключении). Задавшись вопросом: \"Что осталось через сто лет от сильных, гордых сих мужей, столь полных волею страстей?\" - поэт отвечает: Петр Великий создал себе огромный памятник - это вся Россия, просвещенная, устроенная и возвеличенная им; от подвигов Карла XII не осталось ничего; и могила Мазепы давно забыта, и только церковь предает его анафеме (проклятию) к памяти Кочубея и Искры все относятся с уважением; имя Марии сохранилось только в немногих украинских песнях. Таким образом, лица, которые ставили общественные интересы выше своих собственных, оставили о себе славную память. Те же, кто ставил личные интересы выше общественных, не оставили по себе никакой памяти, а если и оставили, то позорную. В поэме взяты те стороны изображаемого события, которые способствуют наилучшему выяснению этой идеи.

В исторической поэме М.Лермонтова \"Песнь про царя Ивана Васильевича...\" изображено вымышленное событие, но вымысел этот рисует верную картину нравов времен Ивана Грозного.

В лиро-эпической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь замечательное событие из жизни частного, а не исторического лица. Главная цель такой поэмы - изображение внутреннего мира героя. Изображая внутренний мир своих героев, поэт сам как бы переживает те чувства, которые их волновали, и потому невольно проявляет свою личность в этом рассказе, вносит в него много лирического элемента, почему и поэмы такого рода получили название лиро-эпических.

Английский поэт Байрон первый начал писать лиро-эпические поэмы (например, \"Шильонский узник\"). В подражание Байрону писали поэмы этого вида Пушкин (\"Кавказский пленник\", \"Цыганы\"), Лермонтов (\"Мцыри\", \"Демон\") и другие.

Романтическая поэма получила свое название оттого, что возникла первоначально у романских народов. Так называются народы, разрушившие Западную Римскую империю и смешавшиеся с римлянами. Французы, итальянцы, испанцы, португальцы имеют романское происхождение.

Поэзия романских народов большого развития достигла в средние века. Особенность же средневековой жизни составляет рыцарство. Главное внимание поэтов того времени было обращено на изображение подвигов рыцарей, о которых в средневековом суеверном обществе ходило множество фантастических, легендарных сказаний. Главным предметом романтических поэм первоначально и служили рыцарские похождения.

В романтической поэме обыкновенно изображается какое-нибудь замечательное событие фантастического характера. В духе средневековых романтических поэм Пушкин написал свое первое крупное произведение - поэму \"Руслан и Людмила\". Событие, в ней изображаемое, происходит при князе Владимире, во времена русского богатырства. В поэме много чудесного, фантастического. Наряду с витязями действуют волшебники (Финн, Наина, Черномор), русалки, живая голова; Руслан во время битвы с Черномором носится по воздуху; убитого Руслана Финн возвращает к жизни при помощи живой воды; возвратиашись в Киев, Руслан убивает целое войско печенегов.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  3. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  4. "Союз волшебных звуков, чувств и дум".
    А.С. Пушкин - выдающийся поэт, писатель первой половины 19 века. В его стихах есть все, что должен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества - это лирика, главными темами которой являются свободолюбивые, назначение поэта и поэзии, любовь...смотреть целиком
  5. К нему не зарастет народная тропа
    А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим — капля в море. Кто только не писал и что только не писали о Пушкине? Ведь кроме истинных почитателей творений великого...смотреть целиком
  6. О высоком назначении поэта и поэзии в лирике Пушкина
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. А. С. Пушкин Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное,...смотреть целиком
  7. НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
    Кем должен быть поэт: жрецом искусства, отшельником или обыкновенным человеком, который не может жить без общества, шума и суеты? Наверное, этим вопросом задавался А.С.Пушкин, когда писал стихотворения: "Пророк", "Памятник", "Поэт"...смотреть целиком