В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода.

В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные события Отечественной войны 1812 года. Всех лицеистов охватило тогда глубокое патриотическое воодушевление. Александр Сергеевич особенно ощущал свою причастность к исторической судьбе народа. Это и предопределило дальнейшее развитие его творчества как народного поэта. События 1812 года вдохновили его на создание оды «Воспоминания в Царском Селе», в которой он прославил победу русского народа, воспел тесный союз ратного подвига и поэзии, упомянул и Державина, восславившего «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова.

Царскосельский парк, аллеи и лужайки которого стали местом постоянных прогулок и игр лицеистов, был наполнен памятниками русских побед, поэтому не случайно на переводном экзамене с первого на второй курс в начале 1815 года Пушкин в присутствии Державина читал свое патриотическое стихотворение «Воспоминание в Царском селе». К этому времени Пушкин уже заслужил славу первого лицейского поэта, и его стихотворение было напечатано в журнале «Русский Музеум» (впервые за полной подписью автора).

Обстановка лицейского воспитания, где поощрялись поэтические опыты, составлялись рукописные журналы, были в ходу «национальные песни» (сатирические куплеты, живо откликавшиеся на повседневные события), способствовала всестороннему развитию дарования Пушкина. Уже в то время его необыкновенный поэтический талант был по достоинству оценен поэтами старшего поколения: В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским, и Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас».

Из всех преподавателей особое впечатление на Александра Сергеевича произвел профессор А. П. Куницын. Именно от него будущий поэт услышал утверждение, которое оставило неизгладимый след в его душе и повлияло на его мировоззрение: все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобрести права собственности на другого человека». Эта справедливая мысль была близка и понятна Пушкину. С этих пор тема любви к свободе, ненависти к деспотизму и крепостному праву стала неотъемлемой частью жизни и творчества писателя.

Большую роль в становлении взглядов поэта, в его нравственном и умственном развитии сыграл и П. Я. Чаадаев — человек острого ума, офицер, с увлечением говоривший о пагубности самодержавия. Под его влиянием, а также под влиянием других незаурядных личностей (например, А. И. Галича), в лекциях которых проводились либеральные идеи, поэт стал задумываться над истинным положением дел в России.

Пушкин понимал, что крепостное право необходимо отменить. Он видел явную несправедливость такой государственной системы, в основе которой лежит постыдное право собственности на людей. Свое желание сделать страну свободной, добиться независимости для всего народа он выражал в поэтических строках. В это же время Пушкин начинает осознавать настоящее предназначение и задачи поэта, которые раскрывает в стихотворении «К Лицинию» (1815), где, вспоминая римского сатирика Ювенала, пишет:

Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом,

В сатире праведной порок изображу,

И нравы сих веков потомству обнажу.

Поэт для Пушкина — борец, неподкупный голос которого становится «эхом русского народа». Поэзия в его понимании должна быть откликом «на всякий звук», на всякое событие в жизни страны и народа.

Лицейская лирика поэта наполнена различными настроениями. Он предстает перед нами то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты», 1814), то «в мечтанья углубленным» неторопливым мудрецом («Городок», 1815). С 1816 года характер лирики Пушкина начинает существенно меняться, и его основным жанром становится элегия. С новым мироощущением меняется и весь колорит его поэзии: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов» ненадолго вытесняют недавние «златые дни, златые ночи», и перед нами предстает грустный влюбленный юноша, певец любви, певец печали («Певец», 1816). Эпикурейские мотивы теперь получают свое место в иерархии эстетических и нравственных ценностей поэта, который представляет ее теперь как вызов господствующей морали.

Цикл прощальных лицейских стихотворений одухотворен культом дружбы и верности юношеским заветам:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Таким образом, мы видим, как уже в лицейские годы содержание произведений поэта постепенно меняется. Если в самых ранних его стихотворениях еще возникают условные образы, то со временем Пушкин все чаще обращается к реальным картинам и явлениям жизни. В этот период он шел по пути поиска своего творческого пути. Поэзия лицейских лет содержит и патриотические настроения, и первые лирические волнения, и свободолюбивые мечты. Именно в это время было положено начало будущей великой славе поэта.

Похожие сочинения

  1. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  2. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Тема свободы в лирике Пушкина (1)
    Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("Хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного...смотреть целиком
  5. Природа как олицетворение Родины в лирике Пушкина
    Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит. То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А.С. Пушкин. Неповторимую прелесть родной...смотреть целиком
  6. Что привлекает меня в поэзии Пушкина
    Прежде всего, личность самого поэта, многогранная и непостижимая, общаясь с которой, испытываешь чувство, подобное тому, что переживает альпинист при подъеме к снежной вершине. Наш технократический век немало постарался, чтобы окунуть человека в пучину...смотреть целиком
  7. Пушкин и Ахматова
    Говоря о любовной лирике Ахматовой, нельзя не сказать несколько слов о чувствах самой поэтессы, о ее кумирах, о предметах ее восхищения. И одним из неоскудневающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Она пронесла...смотреть целиком