Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/pushkin/_self/peizazh_v_lirike_a_s_pushkina/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведени-ях поэта.
В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах и направлениях. В это время лирика Пушкина еще во многом подражательна. Подражателен и пейзаж в стихотворениях этого периода. Например, в \"Воспоминаниях в Царском Селе\" Пушкин рисует ос-сианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы. В первой части стихотворения \"Деревня\" Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж.
Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж, позже, побывав на Кавказе, Пушкин создает серию стихотворений с изображением кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт:
Взыграйте, ветры, взройте воды,/Разрушьте гибельный оплот.
Где ты,гроза-символ свободы?/Промчись поверх невольных вод.
В стихотворении \"Узник\" тоже есть романтический пейзаж: Мы вольные птицы; пора, брат, пора!/Туда, где за тучей белеет гора,/Туда, где синеют морские края,/Туда, где гуляет лишь ветер... да я!
Это стихотворение символично, в нем присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орел, ветер. Темница символизирует земное существование человека, томящегося по романтическому идеалу.
Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным: Ты ждал, ты звал... я был окован,/Вотще рвалась душа моя,/Могучей страстью очарован,/У берегов остался я.
Поэтому Пушкин прощается с романтическим пейзажем и со всем романтизмом в послании \"К морю\".
В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя следуют за южным пейзажем. В любовной жизни \"На холмах Грузии...\" описание \"ночной мглы\", с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя. Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина может изображаться только в сочетании с южной экзотической природой. В стихотворении \"Ненастный день потух...\" унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при воспоминании о котором лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь.
После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот к реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний; зимний - на ночной и утренний; осенний - на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реали-стический.
В стихотворении \"Румяный критик мой...\" некрасивый, сниженный пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина, его отказ от романтизма и утверждение реализма в творчестве.
В \"Осени\", наоборот, мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени. Это позволяет Пушкину пока-зать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою \"странную\" любовь к осени: Мне нравится она,/Как, вероятно, вам чахоточная дева/Порою нравится. На смерть осуждена,/Бедняжка клонится без ропота, без гнева/Играет на лице еще багровый цвет,/Она жива еще сегодня, завтра нет.
Пушкин воспринимает осень как смерть, но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: И забываю мир - и в сладкой тишине/Я сладко усыплен моим воображеньем,/И пробуждается поэзия во мне...
Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимис-тические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихот-ворений восхищается красотой природы и радуется жизни:
Под голубыми небесами/Великолепными коврами...
Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный:
Мчатся тучи, вьются тучи, /Невидимкою луна/Освещает снег летучий.
В стихотворении \"Бесы\" пейзаж символичен: дорога - это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.
Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как \"Анчар\" и \"Пророк\". Анчар - это символ зла в мире, а пустыня в \"Пророке\" символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.
В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя. Проанализируем два стихотворения с философским пейзажем - \"Брожу ли я...\" и \"Вновь я посетил...\".
В стихотворении \"Брожу ли я...\" мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот.
Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек - это неповторимая индивидуальность. Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы:
И пусть у гробового входа/Младая будет жизнь играть,/И равнодушная природа/Красою вечною сиять.
Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении \"Вновь я посетил...\". Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль.
В стихотворении \"Я памятник себе воздвиг...\" Пушкин говорит о другом способе жить вечно:
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире/Мой прах переживет и тленья убежит - /И славен буду я, доколь в подлунном мире/Жить будет хоть один пиит.
Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, его функции в стихотворениях связаны непосредственно с периодами творчества поэта. В стихотворениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании разных типов пейзажа: идиллического, оссианического... В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях становится тоже романти-ческим, он часто сочетается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистически изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении особой философской позиции.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Мои Пушкин (1)
    То Пушкин, наш поэт великий, Задумчиво явился нам И утешеньем, и уликой Наставшим смутным временам. В. Сологуб Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного...смотреть целиком
  3. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  4. ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно....смотреть целиком
  5. "Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова
    "Лишний человек", "лишние люди", "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова,...смотреть целиком
  6. Ваше отношение к дуэли... (по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).
    Дуэль- поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. Цель этого поединка состоит в восстановление чести. В XIX веке в России существовали специальные дуэльные правила, естественно неписанные, потому что дуэли были запрещены....смотреть целиком
  7. Образ «северной» столицы в произведениях Пушкина  Новое!
    В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке как символ страданий...смотреть целиком