«Письмо Татьяны к Онегину», да и вся третья глава «Евгения Онегина» написаны в 1824 году, за несколько месяцев до новой встречи с Керн. И, как знать, не оно ли, это письмо, подсказало Пушкину первые строки его стихотворения? И дело не в том, к кому обращена «песнь любви». Важен не сам адресат послания, а то состояние беззаветной влюбленности, свежести и чистоты чувства, то пробуждение и волнение души, которые вызвали к жизни это почти молитвенное признание (не случайно «милое виденье» мелькнуло перед Татьяной в то самое мгновенье, когда она «молитвой услаждала тоску волнуемой души»).

Конечно, если считать, как это предписывает традиция, что стихотворение «К***» посвящено конкретной женщине, именно Анне Петровне Керн, наше сравнение с письмом Татьяны «хромает». Но в том-то и дело, что встреча с Керн послужила для Пушкина только поэтическим импульсом, только непосредственным стимулом для выражения того высокого состояния души, того восторга, счастья, умиления, которое испытывал в это «чудное мгновенье» поэт. Иными словами, если вспомнить, как Пушкин описывает приход творческого вдохновения в стихотворении «Осень», в сердце поэта поэзия уже пробудилась, душа уже «стеснилась» «лирическим волненьем» и только искала предмета, повода, выхода, чтобы «излиться наконец свободным проявленьем». Лирическое напряжение, необычайный подъем всех творческих сил, страстное томление души ждали только дуновения, только «мимолетного виденья», чтобы эти струны зазвучали, разрешились мажорным, жизнеутверждающим гимном о всепобеждающей силе любви. Самый поэтический образ «гения чистой красоты» заимствован Пушкиным у В. А. Жуковского, из его стихотворения «Лалла Рук» (1821):

* Ах! не с нами обитает
* Гении чистой красоты;
* Лишь порой он навещает
* Нас с небесной высоты…

Но Пушкин наполняет этот образ иным, реальным и земным содержанием. У Жуковского это чудесное, бесплотное, небесное видение. У Пушкина это облик земной женщины, явившейся перед поэтом во всем блеске и очаровании своей красоты. Вместе с тем «гений чистой красоты» - это не только и не столько А. П. Керн, но и обобщенный образ идеальной, прекрасной женщины. Последующие строфы стихотворения автобиографичны, но эмоциональная тональность не утрачивается, не снижается. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты», воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»), говорит о «мраке заточенья» Михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных «в глуши»:

* Без божества, без вдохновенья,
* Без слез, без жизни, без любви.

В этих строфах движение поэтической мысли идет более сложным путем. Здесь не просто воспоминание, воспроизведение былых, пережитых впечатлений. В памяти поэта «милые черты», «небесные черты» не стираются, «голос нежный» все так же, может быть, только чуть более приглушенно, звучит в душе. Гармоническая умиротворенность достигается задушевностью интонации, меланхолическими раздумьями о днях, прожитых «без божества, без вдохновенья». Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный», рифмы внешне непритязательны («нежный - мятежный», «вдохновенья - заточенья»), но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха. Но вдруг эта гармония взрыв

Похожие сочинения

  1. Величайший сын России. Пушкин - наше все.
    Пушкин! Слово, которое давно уже перестало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого, без чего саму жизнь нашу помыслить нельзя. Почему? Чудо Пушкина. Уже современники Пушкина, люди, лично его знавшие,...смотреть целиком
  2. Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
    Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь — целый мир, богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина,...смотреть целиком
  3. Влияние творчества Пушкина на мировую литературу
    Изучение художественного пространства в зависимости от родовой принадлежности литературного текста представляется весьма перспективным. Рассмотрим лиро-эпическое пространство у Пушкина, взяв проблему в историко-теоретическом аспекте. Лироэпос Пушкина...смотреть целиком
  4. Политическая лирика
    Читая лирику Пушкина, мы наслаждаемся ее музыкальностью, отточенностью слога, искрометным юмором и силой чувств. Поэзия Александра Сергеевича прекрасна; часто мы просто читаем его стихи, чтобы насладиться их музыкальностью, не вдумываясь в их смысл....смотреть целиком
  5. Тема свободы в лирике Пушкина (1)
    Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("Хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного...смотреть целиком
  6. Политические идеалы молодого Пушкина (на материале поэзии 10-20-х гг.)
    Политическое мировоззрение А.С.. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству...смотреть целиком
  7. Дружба в лирике Пушкина
    Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый – талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному...смотреть целиком