В сороковые
годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был
написан цикл статей \"Сочинения
Александра Пушкина\", состоящий из
одиннадцати статей. Пятая статья посвящена
лирике Пушкина.
\"Тайна
пушкинского стиха была заключена в тайне
поэзии\" (В. Г. Белинский), поэзии жизни \"он
созерцал природу и действительность под
особенным углом зрения, и этот угол был
исключительно поэтический\" (В. Г.
Белинский). Пушкин пишет о своем призвании в
стихотворении \"Муза\" (1821 г.):
В
младенчестве моем она меня любила
И
семиствольную цевницу мне вручила...
...Уже
наигрывал я слабыми перстами
И гимны
важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов. –
Взгляд
Пушкина полон поэзии:
Среди
зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней
заре я видел Нереиду.
\"Нереида\"
(1820 г.)
Упоение,
очарование поэта жизнью подчеркивается
использованием им античных образов: муз,
нереид, образа Афродиты, Дионеи и других.
Многим, в особенности ранним,
стихотворениям Пушкина присущ дух
античности.
Пережив
духовный \"кризис\", Пушкин обращается к
образам библейской мифологии: вместо поэта
- пророк, вместо музы -посланник бога,
шестикрылый Серафим. А стихотворении \"Пророк\"
(1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение
поэта, проникновение его в тайны бытия.
Перевоплощаются все чувства и способности
пророка:
Отверзи
вещие зеницы,
Как у
напутанной орлицы...
Моих ушей
коснулся он, -
И их
наполнил шум и звон:
И внял я
неба содроганье,
И горний
ангелов полет,
И дальней
лозы прозябанье...
Пророк
получает мудрое зрение, чуткий слух, вместо
языка -\"жало мудрыя змеи\", вместо
трепетного сердца - \"угль, пылающий огнем\".
В завершение преображения пророка, бог
вкладывает в него свою \"божественную
волю\". Проникший в тайны бытия, постигший
диалектику жизни, поэт готов к выполнению
своей миссии.
Пушкин умел
видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:
.. .печаль
минувших дней
В моей душе
чем старе, тем сильней.
Мой путь
уныл сулит мне труд и горе
Грядущего
волнуемое море.
Он умел
искать и находить источники оптимизма в
реальной жизни:
...Я жить
хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне
будут наслажденья
Меж
горестей, забот и треволненья:
Порой опять
гармонией упьюсь,
Над
вымыслом слезами обольюсь,
И может
быть на мой закат печальный
Блеснет
любовь улыбкою прощальной.
\"Элегия\"
(1830 г.)
Источники
поэзии Пушкина, его творческого
вдохновения -гражданские идеалы, любовь и
дружба, окружающая природа, то есть сама
жизнь, во всей ее обыденности и
повседневности.
\"Как
истиный художник, Пушкин не нуждался в
выборе поэтических предметов для своих
произведений, но для него все предметы были
равно исполнены поэзии. Что для прежних
поэтов было низко, то для Пушкина было
благородно; что для них была проза, то для
него было поэзия\". (Белинский)
Пушкин
предпочитает осень весне и лету.
Стихотворение \"Осень\" (1833 г.) - это гимн
осени, которая представлена здесь со своей
праздничной стороны. Ее \"уныние\"
превращается в своеобразную красоту:
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятны мне
твоя прощальная краса -
Люблю я
пышное природы увяданье,
В Багрец и
золото одетые леса...
Пушкин
воспел русскую зиму за ее самобытность,
отличие от \"южных зим\". В стихотворении
\"Зимнее утро\" (1829 г.) зима \"облита
блеском роскошной поэзии\":
Мороз и
солнце; день чудесный!..
...Под
голубыми небесами
Великолепными
коврами,
Блестя на
солнце снег лежит;
Прозрачный
лес один чернеет,
И ель
сквозь иней зеленеет,
И речка
подо льдом блестит.
Пушкин
использует в этом стихотворении образы,
казалось бы, совсем не поэтических
предметов: печь, лежанку, образ \"бурой
кобылки\", в первоначальном варианте
бывшей \"черкесским конем\", но все они у
поэта принимают поэтическое звучание,
необыкновенно соответствуют русской
действительности. \"Поэзия Пушкина
удивительно верна русской
действительности, изображает ли она
русскую природу или русские характеры: на
этом основании общий голос нарек его
русским национальным, народным поэтом\" (Белинский).
Но в своих
лирических произведениях поэт не столько
изображает окружающий мир, сколько
выражает свой внутренний. Основное
содержание мелких пьес Пушкина составляют
любовь и Дружба - чувства, наиболее сильно
владевшие поэтом и бывшие непосредственным
источником счастья и печали, горя и радости
его жизни. \"Общий колорит поэзии Пушкина,
и в особенности лирической - внутренняя
красота человека и лелеющая
душу гуманность\" (Белинский).
Пушкину
одному из первых удалось отразить красоту
внутреннего мира земного человека, чувства
художника, артиста.
Необыкновенной
теплотой и искренностью проникнуты!
дружеские послания Пушкина, в особенности
послания, обращенные к товарищам по Лицею. В
стихотворении \"19 октября\" (1825 г.)|
Пушкин обращается к Дельвигу:
...И ты
пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг
мой: твой голос пробудил
Сердечный
жар, так долго усыпленный,
И бодро я
судьбу благословил.
Пущина,
Горчакова и Дельвига Пушкин называет “друзьями”
своей души\".
Любовь -
неизменный спутник поэзии Пушкина, так,
стихотворение \"Я помню чудное мгновенье...\"
(1825 г.) - не только! образец любовной лирики,
но и своего рода поэтическая биография
поэта.
В
стихотворении-воспоминании \"Я вас любил...\"
(1829 г.) воплощена идея жертвенности:
Я вас любил;
любовь еще быть может,
В моей душе
угасла не совсем;
Но пусть
она вас больше не тревожит;
Я не хочу
печалить вас ничем.
Поэт не
хочет огорчать и тревожить предмет своей
былой любви, не хочет причинять боль
воспоминаниями о прошедшем чувстве. \"Он
ничего не отрицает, ничего не проклинает, на
все смотрит с любовью и благословением\" (Белинский).
Поэтому, считает Белинский, \"Читая его
творения можно превосходным] образом
воспитать в себе человека...\".
\"Поэзия
его чужда всего фантастического,
мечтательного, ложного,
призрачно-идеального; она вся проникнута
насквозь действительностью; она не кладет
на лицо жизни белил и румян, но показывает
ее в ее естественной, истинной красоте; в
поэзии Пушкина есть небо, но им всегда
проникнута земля\" (Белинский).