В сороковые
годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был
написан цикл статей \"Сочинения
Александра Пушкина\", состоящий из
одиннадцати статей. Пятая статья посвящена
лирике Пушкина.



\"Тайна
пушкинского стиха была заключена в тайне
поэзии\" (В. Г. Белинский), поэзии жизни \"он
созерцал природу и действительность под
особенным углом зрения, и этот угол был
исключительно поэтический\" (В. Г.
Белинский). Пушкин пишет о своем призвании в
стихотворении \"Муза\" (1821 г.):



В
младенчестве моем она меня любила



И
семиствольную цевницу мне вручила...



...Уже
наигрывал я слабыми перстами



И гимны
важные, внушенные богами,



И песни мирные фригийских пастухов. –



Взгляд
Пушкина полон поэзии:



Среди
зеленых волн, лобзающих Тавриду,



На утренней
заре я видел Нереиду.



\"Нереида\"
(1820 г.)



Упоение,
очарование поэта жизнью подчеркивается
использованием им античных образов: муз,
нереид, образа Афродиты, Дионеи и других.
Многим, в особенности ранним,
стихотворениям Пушкина присущ дух
античности.



Пережив
духовный \"кризис\", Пушкин обращается к
образам библейской мифологии: вместо поэта
- пророк, вместо музы -посланник бога,
шестикрылый Серафим. А стихотворении \"Пророк\"
(1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение
поэта, проникновение его в тайны бытия.
Перевоплощаются все чувства и способности
пророка:



Отверзи
вещие зеницы,



Как у
напутанной орлицы...



Моих ушей
коснулся он, -



И их
наполнил шум и звон:



И внял я
неба содроганье,



И горний
ангелов полет,



И дальней
лозы прозябанье...



Пророк
получает мудрое зрение, чуткий слух, вместо
языка -\"жало мудрыя змеи\", вместо
трепетного сердца - \"угль, пылающий огнем\".
В завершение преображения пророка, бог
вкладывает в него свою \"божественную
волю\". Проникший в тайны бытия, постигший
диалектику жизни, поэт готов к выполнению
своей миссии.



Пушкин умел
видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:



.. .печаль
минувших дней



В моей душе
чем старе, тем сильней.



Мой путь
уныл сулит мне труд и горе



Грядущего
волнуемое море.



Он умел
искать и находить источники оптимизма в
реальной жизни:



...Я жить
хочу, чтоб мыслить и страдать;



И ведаю, мне
будут наслажденья



Меж
горестей, забот и треволненья:



Порой опять
гармонией упьюсь,



Над
вымыслом слезами обольюсь,



И может
быть на мой закат печальный



Блеснет
любовь улыбкою прощальной.




\"Элегия\"
(1830 г.)



Источники
поэзии Пушкина, его творческого
вдохновения -гражданские идеалы, любовь и
дружба, окружающая природа, то есть сама
жизнь, во всей ее обыденности и
повседневности.



\"Как
истиный художник, Пушкин не нуждался в
выборе поэтических предметов для своих
произведений, но для него все предметы были
равно исполнены поэзии. Что для прежних
поэтов было низко, то для Пушкина было
благородно; что для них была проза, то для
него было поэзия\". (Белинский)



Пушкин
предпочитает осень весне и лету.
Стихотворение \"Осень\" (1833 г.) - это гимн
осени, которая представлена здесь со своей
праздничной стороны. Ее \"уныние\"
превращается в своеобразную красоту:



Унылая пора!
Очей очарованье!



Приятны мне
твоя прощальная краса -



Люблю я
пышное природы увяданье,



В Багрец и
золото одетые леса...



Пушкин
воспел русскую зиму за ее самобытность,
отличие от \"южных зим\". В стихотворении
\"Зимнее утро\" (1829 г.) зима \"облита
блеском роскошной поэзии\":



Мороз и
солнце; день чудесный!..



...Под
голубыми небесами



Великолепными
коврами,



Блестя на
солнце снег лежит;



Прозрачный
лес один чернеет,



И ель
сквозь иней зеленеет,



И речка
подо льдом блестит.



Пушкин
использует в этом стихотворении образы,
казалось бы, совсем не поэтических
предметов: печь, лежанку, образ \"бурой
кобылки\", в первоначальном варианте
бывшей \"черкесским конем\", но все они у
поэта принимают поэтическое звучание,
необыкновенно соответствуют русской
действительности. \"Поэзия Пушкина
удивительно верна русской
действительности, изображает ли она
русскую природу или русские характеры: на
этом основании общий голос нарек его
русским национальным, народным поэтом\" (Белинский).



Но в своих
лирических произведениях поэт не столько
изображает окружающий мир, сколько
выражает свой внутренний. Основное
содержание мелких пьес Пушкина составляют
любовь и Дружба - чувства, наиболее сильно
владевшие поэтом и бывшие непосредственным
источником счастья и печали, горя и радости
его жизни. \"Общий колорит поэзии Пушкина,
и в особенности лирической - внутренняя
красота человека и лелеющая
душу гуманность\" (Белинский).



Пушкину
одному из первых удалось отразить красоту
внутреннего мира земного человека, чувства
художника, артиста.



Необыкновенной
теплотой и искренностью проникнуты!
дружеские послания Пушкина, в особенности
послания, обращенные к товарищам по Лицею. В
стихотворении \"19 октября\" (1825 г.)|
Пушкин обращается к Дельвигу:



...И ты
пришел, сын лени вдохновенный,



О Дельвиг
мой: твой голос пробудил



Сердечный
жар, так долго усыпленный,



И бодро я
судьбу благословил.



Пущина,
Горчакова и Дельвига Пушкин называет “друзьями”
своей души\".



Любовь -
неизменный спутник поэзии Пушкина, так,
стихотворение \"Я помню чудное мгновенье...\"
(1825 г.) - не только! образец любовной лирики,
но и своего рода поэтическая биография
поэта.



В
стихотворении-воспоминании \"Я вас любил...\"
(1829 г.) воплощена идея жертвенности:



Я вас любил;
любовь еще быть может,



В моей душе
угасла не совсем;



Но пусть
она вас больше не тревожит;



Я не хочу
печалить вас ничем.



Поэт не
хочет огорчать и тревожить предмет своей
былой любви, не хочет причинять боль
воспоминаниями о прошедшем чувстве. \"Он
ничего не отрицает, ничего не проклинает, на
все смотрит с любовью и благословением\" (Белинский).
Поэтому, считает Белинский, \"Читая его
творения можно превосходным] образом
воспитать в себе человека...\".



\"Поэзия
его чужда всего фантастического,
мечтательного, ложного,
призрачно-идеального; она вся проникнута
насквозь действительностью; она не кладет
на лицо жизни белил и румян, но показывает
ее в ее естественной, истинной красоте; в
поэзии Пушкина есть небо, но им всегда
проникнута земля\" (Белинский).