Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие.

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу, - восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием "Вольность". В этом произведении можно видеть идеи просветителей XYIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, "барс-

тва дикого", "покорствующих бичам "рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения:

Владыки! Вам венец и трон

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия - великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда "младые сыновья" растут для того, чтобы пополнить "дворовые толпы измученных рабов", чтобы до гроба влачить "тягостный ярем". Именно об этом идет речь в стихотворении "Деревня":

Склонясь на чуждый плуг,

Покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого Владельца.

Кто же он, "неумолимый Владелец", "присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца"? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все:

Свободный Рим возрос,

А рабством погублен.

Пушкин никогда не выступал против "короны", он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи:




Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П.Я.:

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жестким и критичными. В 1827 году он пишет стихотворение "Арион", которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы его не изменились:

Я гимны прежние пою,

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение "Анчар". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара - древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет - лишь вихрь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос, каким же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  3. Чему учат нас сказки
    Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными,...смотреть целиком
  4. Литературные критики о произведениях Пушкина
    Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе всё чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься. Веневитинов. В. Г. Белинский: “Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших исторических фигур, которые, работая...смотреть целиком
  5. Своеобразие любовной лирики Пушкина  Новое!
    План I. Поэт-лирик Пушкин. II. Развитие чувства в любовной лирике Пушкина. 1. Лицейский последователь Анакреона. 2. Неизбывная потребность любить. III. Женщина – предмет восхищения, пылких, искренних чувств. Безусловно,...смотреть целиком
  6. Частные и всеобщие проблемы русской жизни в прозе А.С.Пушкина
    К циклу "Повестей Белкина" непосредственно примыкает незавершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся "История села Горюхина". Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отношение к горестям и бедам закрепощенного крестьянства...смотреть целиком
  7. Идеализация исторических лиц в творчестве Пушкина  Новое!
    Создавая образы исторических лиц, Пушкин решительно выступал против их принижения. В известном письме к Вяземскому по поводу записок Байрона он резко критиковал "толпу", которая "в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего....смотреть целиком