Политическое мировоззрение А.С.. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который увидел молодой поэт, - это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие. Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу, - восклицает молодой, горячий поэт в оде с символическим названием \"Вольность\". В этом произведении можно видеть идеи просветителей XVIII века. Самодержавие должно быть ограничено законом, тогда не будет произвола властьимущих, \"барства дикого\", \"покорствующих бичам\" рабов. Поэтому так торжественно звучит главная мысль произведения: Владыки! Вам венец и трон Дает Закон, - а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон. Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться обществу. Рабство - это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права посягать на его духовную независимость. Россия-великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик. Но о каком величии можно говорить, когда \"младые сыновья\" растут для того, чтобы пополнить \"дворовые толпы измученных рабов\", чтобы до гроба влачить \"тягостный ярем\". Именно об этом идет речь в стихотворении \"Деревня\": Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам, Неумолимого Владельца. Кто же он, \"неумолимый Владелец\", \"присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца\"? Монарх, ставший выше закона, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспотизм и тирания губят все: Свободный Рим возрос, А рабством погублен. Пушкин никогда не выступал против \"короны\", он всегда считал, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх должен отменить рабство, и тогда сам народ будет его защитником, хранителем трона и империи: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его товарищами по Лицею. Поэтому идеи декабристов были близки и Пушкину. Недаром после Восстания на Сенатской площади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолюбивых стихов прославленного поэта. Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. Например, хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П.Я.: Товарищ, верь, взойдет она, Звезда пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! После восстания 1825 года поэт не отрекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жесткими и критичными. В 1827 году он пишет стихотворение \"Орион\", которое является аллегорическим рассказом о событиях на Сенатской площади. Он ясно дает понять, что принципы его не изменились: Я гимны прежние пою, И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Образцом политической лирики Пушкина является и стихотворение \"Анчар\". Это стихотворение также является аллегорией. Образ анчара - древа яда Пушкин использовал для обличения политики Николая 1: К нему и птица не летит, И тигр нейдет -лишь вихрь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. Своей вольнолюбивой лирикой Пушкин дал ответ на вопрос,. каким же должен быть монарх, властитель России? Самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права человека, олицетворять собой идеал справедливости, силы и величия. А именно о такой России мечтал поэт.

Похожие сочинения

  1. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  2. Петербург в творчестве А. С. Пушкина
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”,...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Стихотворение А.С.Пушкина «...Вновь я посетил...» (Восприятие, истолкование, оценка.)
    Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время. Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство разваливается, растут...смотреть целиком
  5. ПРИРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ А. С. ПУШКИНА
    Но может быть, такого рода Картины вас не привлекут: Все это низкая природа; Изящного не много тут”. “Евгений Онегин” (5-я гл.) Описание природы встречается почти в каждом стихотворении А. С. Пушкина. Но...смотреть целиком
  6. Лицейская поэзия Пушкина  Новое!
    Лицейская поэзия Пушкина поражает прежде всего своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Вместе с тем в ряде стихотворений возникают и элегические настроения, размышления об искусстве, творчестве («К Батюшкову», «Городок», «К Жуковскому»)....смотреть целиком
  7. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина
    Поэт не волен в своем творчестве. Это — первая эстетическая аксиома. Так называемая «свобода творчества» не имеет ничего общего с так называемою «свободой воли». Как ясно из гениально-простого свидетельства Пушкина, творчество свободно никак не в том...смотреть целиком