Пушкин часто размышляет о судьбе, роли и значении просвещенного дворянства. Оно представляется ему прогрессивной силой русского общества, имеющей в прошлом значительные заслуги. В «Заметках о русском дворянстве» и других исторических набросках этих лет Пушкин стремится создать целостную концепцию, вырабатывает своеобразный конституционный проект, планы, касающиеся общественного и материального положения дворянства. Вместе с тем он четко формулирует и свое понимание роли и места «потомственного дворянства» а государственной жизни страны. «Что такое дворянство? -спрашивает Пушкин в «Заметках о дворянстве». - Потомственное сословие народа высшее, т. е. награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы. Кем? народом или его представителями. С какою целью иметь мощных защитников или близких ко властям и непосредственных представителей» .

В рассуждении Пушкина нет, правда, демократа ческой идеи равенства всех сословий. Но в уело виях николаевского режима мысли поэта были глубоко оппозиционны. Официальная позиция в вопросе об общественной роли дворянства заключалась в утверждении, что дворянское сословие должно являться опорой царского престола. Николай лично не раз высказывался в этом смысле. Пушкин же, утверждая, что народ должен иметь своих защитников перед государственной властью, тем самым допускал возможность конфликта народа с самодержавием. Пушкин говорит здесь также и о том, что дворянство получило свои права от народа и в своей деятельности должно служить народу, быть его «мощным защитником» от «жестоких законов» деспотизма. Для выполнения этой важной общественной миссии Пушкин формулирует целую программу воспитания, указывающую на необходимость для дворянства учиться «независимости, храбрости, благородству (чести вообще)». Только тайное в таком духе дворянство могло, по мысли Пушкина, отражать подлинные интересы нации и осуществить прорессивную программу развития страны по пути просвещения и политической свободы.



Рассуждения и надежды Пушкина, конечно, были своеобразной политической утопией, отражавшей тот исторический момент в развитии русского общества, когда дворянские революционеры оказались разбиты, а демократическая интеллигенция еще не играла большой общественной роли. Даже Герцен, рассуждая значительно позднее, в 1857 г., о прогрессивных силах русского общества, писал: «Но где же у нас та среда, которая, стукаясь постоянно в царскую власть, оскорбленная ее неуважением к достоинству лиц, ее всегдашними притязаниями считать Россию за свое поместье, и нас за крепостных людей, - могла бы дать действительность оппозиционной мысли? Без сомнения, та среда… которая одна и приняла западное образование, - дворянство».


Рассуждения же Пушкина в 1829-1830 гг. исторически вполне объяснимы и понятны. Просвещенная, свободолюбивая дворянская интеллигенция, к которой принадлежал и сам поэт, по-прежнему представлялась Пушкину руководящей общественной силой, хотя и ничтожной количественно. Отсюда сожаления Пушкина по поводу упадка старинного родовитого дворянства, т. е. того его слоя, который всегда представлялся поэту источником оппозиционных мыслей и действий, а также наиболее просвещенной частью общества, необходимой для его развития («Моя родословная», «Заметки о дворянстве»).

К 1831 г. относится замысел нового прозаического произведения - «Романа на Кавказских водах». В планах романа и в заметках к нему нашли свое отражение как впечатления поэта от двух его поездок на Кавказ, так и события, происшедшие с некоторыми московскими знакомыми Пушкина. В набросках и планах упоминаются Корсаковы - представители барской Москвы: М. И. Рижская-Корсакова, ее сын Григорий и ее дочь Александра Александровна (Алина), которой Пушкин был увлечен в 1827 г. Корсаковы действительно весной 1827 г. отправились на Кавказ и во время путешествия по Минеральным водам были ограблены горцами. В Москве распространился слух, что дочь Корсаковой увезена горцами в аулы. Все это и послужило для Пушкина основой фабулы романа. В образе Кубовича Пушкин предполагал нарисовать гвардейского офицера А. И. Якубовича, члена «Зеленой лампы», высланного из Петербурга па Кавказ, необыкновенного храбреца и любителя приключений. Впоследствии Якубович стал декабристом, участвовал в восстании 14 декабря 1825 г. и был сослан в Нерчинские рудники. Пушкина очень увлекал романтический образ Якубовича, которого поэт еще в 1825 г. называл не без иронии «героем: своего воображения». Бытовая тема сливалась с темой политической.