Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности, в чем-либо не удовлетворяющей запросы творца, противопоставляются картины жизни желаемой, созданной мечтой, полетом фантазии, возвышенной над действительностью. Еще В. Белинский указывал на существование двух способов отображения реальных явлений жизни: поэт либо преобразовывает жизнь согласно собственному идеалу, что зависит от взгляда на существующий порядок вещей и от его отношения к миру, либо отображает действительность во всей ее наготе, со всеми подробностями, цветами и оттенками. Для романтических произведений характерны необычные, а иногда и фантастические события и ситуации, определенная условность, наличие возвышенных образов, изображение людей, которые наделены сильными страстями, иногда действуют в фантастических, неправдоподобных, часто экзотических обстоятельствах.

Романтический мир Пушкина - это, прежде всего мир его романтических героев. Ранняя поэзия Пушкина передавала ощущение быстротечности жизни, жажду наслаждений. Романтический герой ранней лирики поэта исповедует культ земных радостей, противопоставляя их мелочным заботам, ортодоксальности и официозу. Характерна и примеряемая Пушкиным поэтическая маска - не просто философа-ленивца, но монаха, чернеца, расстриги, мечтающего о земных радостях:

* Хочу воспеть, как дух нечистый ада
* Оседлан был брадатым стариком;
* Как овладел он черным клобуком.
* Как он втолкнул монаха в грешных стадо.

В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения: в это время он пишет в основном элегии. Жанр элегии появился еще в античной литературе, однако в Древней Греции элегия еще не отражала настроений грусти, тоски, меланхолии: чаще всего это были воинские песни, а название «элегия» только указывало на то, что стихотворение написано стихотворным размером, который назывался «элегическим дистихом». У римских поэтов элегия уже приобрела печальное звучание. У Пушкина же она недолго была отмечена своеобразным колоритом, присущим этому жанру: «луны туманный луч», «глас ночной», «печальная тьма лесов». В иерархии эстетически-нравственных ценностей поэта главенствующую роль играли эпикурейские мотивы, которые являлись для Пушкина своеобразной маской и вызовом господствующей морали:

* Кто счастье знал, уж не узнает счастья.
* На краткий миг блаженство нам дано:
* От юности, от нег и сладострастья
* Останется уныние одно.

Романтично звучат стихотворения прощального лицейского цикла, одухотворенные культом дружбы, верности юношеским заветам, вольнолюбия:





* Приди, сорви с меня венок,
* Разбей изнеженную лиру…
* Хочу воспеть Свободу миру.
* На тронах поразить порок.

В 20-е годы XIX века над поэтом сгущаются тучи, за политические стихотворения ему грозит ссылка, замененная по ходатайству друзей разрешением отбыть на Кавказ и в, Крым для поправления здоровья. Крымские и кавказские впечатления остались для поэта на всю жизнь самым сладостным воспоминанием: красивая природа, необычные нравы и обычаи местного населения, исторические предания и легенды. В этот период в творчестве Пушкина главным героем становится изгнанник, ушедший из общества себе подобных или же отвергнутый ими («Наполеон», «К Овидию», «Из письма к Гнедичу», «Кинжал», «Узник»,поэма «Кавказскийпленник» ит. д.).

* Под бурями судьбы жестокой
* Увял цветущий мой венец;
* Живу печальный, одинокий,
* И жду: придет ли мой конец?

Следует отметить, что поэт обладал удивительным качеством: он умел подчинить себе тяжелейшие обстоятельства, находя в них благо, осмысляя их как новый, доныне не изведанный материал для творчества. В течение всей своей жизни Пушкин уделял пристальное внимание проблемам современности. Примером может служить поэма «Кавказский пленник», работая над которой поэт так сформулировал свою творческую задачу: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века».

Главный герой поэмы - молодой человек, покинувший Россию и попавший в плен к черкесам. Будучи в плену, он проявляет себя как сильная личность, он бесстрашен, умеет скрыть от окружающих свои истинные чувства, способен стойко переносить страдания, смирившись со своим положением изгнанника в ожидании лучших времен. Он страстно любит свободу, с интересом наблюдает непривычную жизнь горцев, часами любуется красотой кавказской природы. Но он разочаровался в жизни, будучи «жертвой страстей», владевших им в ранней молодости, и, наверное, поэтому отвергает пламенную любовь юной черкешенки, хотя при этом он мучается, страдает от осознания своей холодности. В духе романтизма написаны также поэмы « Бахчисарайский фонтан », « Цыганы ».

В романе «Евгений Онегин» поэт продолжает тему, начатую в ранний период творчества. Центральный персонаж романа, Евгений Онегин, -г- тип «современного человека» пушкинской эпохи, разочаровавшегося в жизни. Однако Пушкин как автор романа «Евгений Онегин» отличается от Пушкина - автора «Кавказского пленника»: теперь поэт видит жизнь во всем ее многообразии, судит о ней трезво. Так на смену романтическому, восторженному взгляду на мир к поэту приходит уравновешенное реалистическое осознание действительности.

Похожие сочинения

  1. Что мне дорого в лирике А. С. Пушкина
    Пушкин для меня не застывший эталон, не догма, это и жизнь, и слезы, и любовь — целый мир, богатства которого неисчерпаемы. С. Гейченко Еще и еще раз обращаюсь к творчеству Пушкина, перечитываю незабываемые стихи великого поэта. Художественный мир Пушкина,...смотреть целиком
  2. "Отечество нам Царское село"
    В 1811 году Пушкин поступил учиться в Царскосельский лицей. Годы учебы сыграли немаловажную роль в становлении молодого поэта. Весь сложный путь зарождения его гениальности отразился в лирике этого периода. В Царскосельском лицее поэт пережил и грозные...смотреть целиком
  3. Основные мотивы лирики А. С. Пушкина
    Страницы милые опять персты раскрыли; Я снова умилен и трепетать готов... А. А. Фет Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: “Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?” И сам отвечал: “Все стало предметом”. В...смотреть целиком
  4. Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?
    «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте,» - писал Н. В. Гоголь. И это действительно так. Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Чист...смотреть целиком
  5. Автопортреты Пушкина  Новое!
    Эти автопортреты Пушкина нарисованы в разные годы — с 1820 по 1836. Они разбросаны по листам рукописей «Кавказского пленника», «Евгения Онегина», «Бахчисарайского фонтана», «Домика в Коломне», в подготовительных вариантах статьи «О поэзии классической»,...смотреть целиком
  6. Лирические мотивы в произведениях Пушкина  Новое!
    Сочинение по сказкам А.С. Пушкина. В большинстве сказок Пушкина мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. Там же, где этого героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной...смотреть целиком
  7. Последние года жизни Пушкина. Дуэль и смерть  Новое!
    июле 1824 г. император велел Пушкину оставить Одессу и выехать на новое место ссылку - к родительному имению Михайловского Псковской губернии. Началось “северная ссылка”. Двухлетнее пребывание в Михайловскому было тяжелым испытанием для поэта: одинокость,...смотреть целиком