В каждую эпоху общество устанавливало для себя критерий, по которому можно было оценить любого человека. В античном мире это была красота физическая (вспомнить хотя бы скульптуры того периода – они всегда изображали обнаженных, физически развитых людей); позже на смену ей пришла красота духовная (одухотворенные лица святых). К XVII в. утвердилось убеждение, что сила человека – в его разуме. Бог создал мир, а разум человеческий должен его усовершенствовать. Эта вера настолько укрепилась в обществе, что даже революция во Франции прошла под лозунгом "Во имя разума!". Но такое фанатическое восхищение силой разума и просвещения не могло существовать долго: убеждения убеждениями, а ничего в лучшую сторону не меняется. Наоборот, подобные идеи привели к революционным потрясениям и кровопролитию, и в XIX-XX вв. прокатилась волна разочарования в силе разума. Стала очевидна необходимость альтернативы ему.

Она была найдена: на смену пришли чувства, т.е. теперь поэт, например, обращаясь к читателю, взывал в первую очередь к его чувствам, а не к разуму, и всякий руководствовался не трезвым умственным размышлениями, а велением сердца. Залогом добродетели и порядочности человека стало его умение видеть красоту и сострадать (сострадание – христианский мотив; вообще история отмечает чередование во времени обращения к богу и его отрицания; после "эпохи Разума" — веры во всемогущество человека – опять пришло "признание" бога).

В конце XVIII в. появилось новое течение в литературе – сентиментализм, ставшее как бы преддверием романтизма. Считается, что сентиментализм в русской литературе начался с "Бедной Лизы" Карамзина, который утверждал, что даже простой, необразованный человек должен быть уважаем уже за то, что он умеет чувствовать, любить.

Чувствительность у сентименталистов, а впоследствии у романтиков, связана с обозначением оттенков различных чувств. В романтической поэзии выражались личные душевные переживания автора, стихотворения этого направления писались на своеобразном "языке души", который "открыл" В.А. Жуковский. Именно он первый задался вопросом: "Невыразимое ль подвластно выраженью?". Впоследствии эта фраза была переосмыслена и перефразирована такими поэтами, как Лермонтов ("А душу ль можно рассказать?"), Тютчев ("Мысль изреченная есть ложь").

Если Жуковский послужил в своем роде "первооткрывателем" "языка души", то его усовершенствование происходило в творчестве А.С. Пушкина. Лирический герой любого романтического произведения обладал определенными чертами, появление которых так или иначе было связано с отсутствием свободы, стремлением к ней, ее поиском. Герою поэты передавали свои мысли и ощущения, и, таким образом, романтические стихотворения становились в своем роде исповедью, душевными излияниями автора. Таково и первое романтическое произведения Пушкина – "Погасло дневное светило…". Оно было написано в 1820 г., когда началась южная ссылка поэта. Попав в Екатеринослав, он заболел и стал проситься в Крым для лечения. Только стараниями Раевского, с которым он был дружен, ему разрешили эту поездку, и он оказался на судне вместе с семьей прославленного генерала. Проплывая мимо Гурзуфа, очевидно, под впечатлением великолепной природы и в связи со своим положением "изгнанника", он написал это стихотворение, послужившее началом нового этапа его творчества.

Романтические произведения можно отличить от других по некоторым признакам, только им присущим. Во-первых, создавая такое произведение, автор концентрирует свое внимание на субъективном восприятии мира, видя вещи не такими, какие они есть на самом деле, а воспринимая их через призму своих чувств. Например, пейзаж у романтиков также субъективен, и автор наделяет неодушевленные предметы или явления эпитетами, присущими только человеку. Характер этих эпитетов зависит от того, какое настроение у поэта, каким размышлениям он предается в момент написания. К примеру, у Пушкина часто встречается определение "угрюмый". Оно относится к скалам, дали, океану. Ясно, что во время написания этих произведений (или строк) поэт находился в подавленном состоянии. Это можно видеть в стихотворении "Погасло дневное светило…", где, обращаясь к "угрюмому океану", Пушкин далее вспоминает "прежних лет безумного любовь", "минутной младости минутных друзей".

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волнением и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…

Закат… сквозь туман синеет море… вдали виднеется берег… Чудесная картина! Созерцая такую красоту, автор переполняется чувствами, и свои душевные движения он как бы "очеловечивает". "Замолчавшие мечты", "уснувшие думы" – это олицетворения малейших колебаний сердечных струн Пушкина. В его стихотворениях, как у всех романтиков, чувства, мысли живут отдельной жизнью, мечта способна вырваться из головы, ее родившей, и витать где-то рядом:

Мечта знакомая вокруг меня летает…

Судьба героя у романтиков всегда была связана со стремлением куда-то или откуда-то. Мир, в котором он находится, – слишком страшный, пошлый – неприемлем для него. Герой не может быть свободен в этом мире и стремится к лучшему. В этом состоит особенность романтического мышления: выделяются как бы два мира – "здесь" и "там". "Здесь" всегда плохо, герой обречен на бегство (или изгнанничество) из этого мира, а мир "там" – светел, прекрасен, скиталец, пытаясь его достичь, остается один. Примером пушкинского романтизма считается поэма "Кавказский пленник", являющая собой чистый образец принципов изображения лирического героя этого направления:

Людей и свет изведал он

И знал неверной жизни цену.



В сердцах людей нашед измену,

В мечтах любви бездушный сон,

Наскуча жертвой быть привычной

Давно презренной суеты,

И неприязни двуязычной,

И простодушной клеветы,

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Разочаровавшись в дружбе, любви – в жизни, герой бежит в лучший, но его мнению, мир. Он ставит себя выше остальных – и не может жить среди них. Подобный конфликт возникает и между "поэтом" и "толпой": поэт видит это как борьбу яркой личности и "черни". "Суд глупца" указывает ему, как и о чем писать, и поэт, дабы оставаться свободным, вынужден уйти от людей:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубравы…

Романтические произведения Пушкина являются одними из лучших русских образцов этого направления. "Рожденный" Жуковским, романтизм своим развитием во многом обязан Пушкину, и можно смело сказать, что в оформлении романтизма как крупного и популярно направления значительная роль принадлежала также и Пушкину.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  3. Мой Пушкин (4)
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин... Значит, тысячи Пушкиных существуют на земле вот уже полтора века, и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных — ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь понять,...смотреть целиком
  4. Стихи А.С.Пушкина о природе.
    Пейзажная лирика Пушкина отражает острое восприятие поэтичности окружающего человека мира. Каждая деталь пейзажа красочна, выразительна и метка, она служит воплощением идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает...смотреть целиком
  5. "Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль..."
    "Победителю-ученику от побежденного учителя" — эти слова стали крылатыми. Их знают все: когда юный Пушкин написал свою первую поэму "Руслан и Людмила", знаменитый в то время поэт В. А. Жуковский подарил ему свой портрет, сопроводив...смотреть целиком
  6. "ЛЕЛЕЮЩАЯ ДУШУ ГУМАННОСТЬ" В ПОЭЗИИ А.С.ПУШКИНА.
    О лирике Пушкина говорить трудно. Как объединить вместе несколько сот таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним - именем автора - Пушкина? Решить эту задачу помогает сам Пушкин. Есть у него произведения,...смотреть целиком
  7. Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века
    В литературе под антитезой подразумевают художественный прием, предполагающий резко выраженное противопоставление каких-либо понятий или явлений. Антитеза становится одним из ведущих средств в построении произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Противопоставление...смотреть целиком