В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не были известны его современникам. Тем не менее объективное значение суждений Пушкина о состоянии русской литературы, ее задачах, об истории русской и зарубежных литератур отличается остротой мысли и верностью оценок.

Деятельность Пушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью борьбы против продажной и реакционной литературы и критики. В 1830 г. он вместе со своим другом Дельвигом принимал самое активное участие в издании «Литературной газеты». В последний год жизни (1836) Пушкин издавал журнал «Современник», к участию в котором он хотел привлечь Белинского. Наметившиеся переговоры не были доведены до конца. В январе 1837 г. Пушкин был убит па дуэли.

Сразу же после гибели Пушкина в одной из газет («Литературные прибавления к Русскому инвалиду») была напечатана статья, вызвавшая гнев у царских прислужников: «Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно; всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратной потери, и всякое русское сердце будет растерзано».

Солнце русской поэзии... И действительно, пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников и для далеких потомков. С поэзией Пушкина навсегда связываются понятия разума, света, весны, молодости, счастья, солнца. Даже в тяжелый для него 1825 г. он восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» («Вакхическая песня»).





Гоголь писал: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным: это право решительно принадлежит ему...
В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».

Есть что-то знаменательное в том, что Пушкин родился в последний год XVIII в. Он подвел итоги всем достижениям предшествующсго этапа развития русской культуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в се истории. Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и в области русского литературного языка. С его именем связано начало величия русской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейших литератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь он писателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себе благотворного влияния пушкинского гения. Он проложил дорогу к художественной правде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбе за высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своих многочисленных произведениях Пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшее значение, утверждая тем самым великую общественную роль литературы в политической жизни своего времени. Остро и проницательно писал Пушкин об отношениях народа и самодержавия, личности и государства, о крестьянстве и судьбах крестьянской революции. Созданные им характеры Онегина и Германца, Самсона Вырина и Пугачева, Татьяны Лариной и Маши Мироновой надолго приковали К себе внимание русских писателей, продолжавших художественное исследование действительности в традициях, завещанных великим поэтом число этих традиций входило пушкинское требование высокой простоты и демократичности литературы, ее творческой свободы и эстетического совершенства.

Гениальность Пушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создал бессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы — и романтические, и реалистические — были новым словом в истории литературы. Пушкин создал уникальный роман в стихах, подобного которому, но существу, нот до сих пор. Он был зачинателем почти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок, очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыграла важную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины и сценического реализма в истории русского театра. Новую страницу открыл Пушкин и в истории русского фольклоризма. Созданные им «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834) раскрыли повью возможности обогащения литературы. Обращение Пушкина к миру народного творчества находится в прямом соответствии с его глубокими раздумьями о народе, его судьбах, его духовной культуре в последний период жизни.

Уроки Пушкина — это уроки патриотизма, высокой нравственности и, как говорил Белинский, «лелеющей душу гуманности». В его творчестве заключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Патриотизм Пушкина неразрывно связан с чувством интернационализма, с той «всемирной отзывчивостью». которая оказала огромное воздействие на всю последующую русскую литературу и о которой с такой благодарностью вспоминал Достоевский в «Речи о Пушкине».
Прав был Белинский, сказав, что Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые продолжают постоянно развиваться «в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы пи верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное»

Похожие сочинения

  1. Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру
    Александр Сергеевич Пушкин — первый русский писатель бесспорно мирового значения. Он явился создателем национального русского литературного языка. Руководствуясь в своем творчестве реалистическими принципами художественного отображения действительности,...смотреть целиком
  2. Тема исторического прошлого родины в произведениях Пушкина
    Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годов щина», «Полтава». «Медный всадник». «Борис Годунов». «История Пугачевского бунта»...смотреть целиком
  3. "Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова
    "Лишний человек", "лишние люди", "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в русской литературе. Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова,...смотреть целиком
  4. Первые печатные стихотворения Пушкина
    Одно из ранних стихотворений Пушкина — «К Наталье» (1813). В том же шуточном, игривом, «французском» духе и юношеская поэма Пушкина «Монах» (1813). Пушкин не случайно; начинает с поэм и стихотворений в шутливом родо. Шутливая манера в поэзии — это всегда...смотреть целиком
  5. Величайший сын России. Пушкин - наше все.
    Пушкин! Слово, которое давно уже перестало быть для нас только фамилией писателя, пусть великого, а стало обозначением чего-то такого, без чего саму жизнь нашу помыслить нельзя. Почему? Чудо Пушкина. Уже современники Пушкина, люди, лично его знавшие,...смотреть целиком
  6. «Святому братству верен я...» (тема дружбы в поэзии А. С. Пушкина)
    Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в Царскосельском лицее поэт проникся духом товарищества...смотреть целиком
  7. Мой Пушкин  Новое!
    Мне отрадно думать, что в каждом истинном читателе живет свой Пушкин… Значит, тысячи Пушкиных существуют па земле вот уже полтора века и каждый год рождаются сотни новых Пушкиных - ведь человек неповторим. Вот я всматриваюсь в его лицо и пытаюсь попять,...смотреть целиком