Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано Пушкиным в 1835 году, в селе Михайловском в тяжёлое для него время.
Назрел конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить Пушкину его духовного превосходства. Хозяйство
разваливается, растут неоплатные долги. Пушкин пытается разорвать этот круг: принимает решение порвать со столичной
жизнью, поселиться в деревни, заняться хозяйством.
Пребывание Пушкина в Михайловском в 1835 году вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумье о будущем.
В стихотворении дан почти точный, реальный пейзаж Михайловского, показаны излюбленные поэтом места. Михайловское встаёт
перед поэтом как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Этот философский смысл заложен в стихотворении.
…Вновь я посетил
тот уголок земли, где я провёл
изгнанником два года незаметных.
…Но здесь опять
Минувшая меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.
Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминания о няне. Облик няни теперь, в годы душевной тревоги, в
обстановке обострившегося конфликта со “светом”, становится особенно дорогим, близким:
Вот опальный домик
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.
В этих полных нежной признательности стихах сожаление о прошедшем, благодарная память о няне. С образом няни у Пушкина
связаны не только личные воспоминания, не только горячая признательность её заботам. Он противопоставляет её простую и
цельную натуру, её народную мудрость внутренней пустоте окружавшего её общества.
Пушкин рисует пейзаж Михайловского, вид, открывшийся с лесистого холма, на котором он особенно любил сидеть, глядя на
озеро:
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сидел недвижим…
Пушкин рисует точный, будничный пейзаж – вид озера с рыбаком, тянущим невод, с рассеянными по берегам деревнями, со
скривившейся старой мельницей. Это картина, которую он ежедневно наблюдал.
Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трёх сосен, вокруг которых раскинулась молодая
поросль владений дедовских.
Пушкин прибегает к поэтическим средствам выражения: сравнения, метафоры.
В основе образа “зелёная семья”. Отсюда и кусты, которые теснятся, “как дети” и старое одинокое дерево – “угрюмый”,
“старый холостяк”. Эта метафора разрастается в целые метафорические ряды.
Всё стихотворение как бы подготавливает основной образ – образ молодой зеленеющий рощицы, олицетворяющей целое движение
жизни, её развития, веру поэта в будущее. Эта картина “племени младого, незнакомого” и вызывает у Пушкина строки полные
оптимизма.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!
Пушкин видит бессмертие в вечной смене материи, в развитии жизни. Он приветствует молодость, те новые поколения,
которые придут ему на смену.
Мысль о внуке, который услышит в будущем “приветливый шум” тех деревьев, что при жизни поэта были ещё лишь молодой
порослью, говорит о неизменном торжестве жизни. И поэтому в мечте поэта внук пройдёт этими местами, с “приятной беседы
возвращаясь”, “весёлых и приятных мыслей полон”, то есть в том весёлом бодром настроении, которое рождалось у самого
Пушкина от встреч с друзьями.
В этом раскрывается идея стихотворения, его лирический и философский подтексты. Это идея вечного обновления природы,
идея бессмертия.
Стихотворение написано с предельной простотой и точностью. Пушкин отказался от рифмы, обращается к белому пятистопному
нерифмованному стиху, часто употребляет синтаксические переносы, которые резко подчёркивают естественность интонации, её
ритмическую роль, то есть он обращается к прозаической свободе интонационного и синтаксического построения фраз. Но это
не превращает стихотворение в прозу, потому что постоянно сохраняется пятистопный ямб.
Гимном всепобеждающей жизни, верой в разумность всего существующего, верой в будущее проникнутое это стихотворение.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  3. Петербург в творчестве А. С. Пушкина
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”,...смотреть целиком
  4. Природа как олицетворение Родины в лирике Пушкина
    Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит. То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А.С. Пушкин. Неповторимую прелесть родной...смотреть целиком
  5. Истоки творчества Александра Сергеевича Пушкина
    Великий русский поэт А.С.Пушкин родился в Москве. В его семье все увлекались литературой, поэзией, музыкой. В доме имелась богатая библиотека, поэтому нет ничего странного в том, что мальчик к одиннадцати годам удивлял взрослых своей начитанностью. Он...смотреть целиком
  6. Философские мотивы лирики Пушкина
    Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насыщена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во всем ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений...смотреть целиком
  7. Пушкин и русская литература – художественный анализ
    Пушкин и русская литература Пушкин — великий русский национальный поэт. По справедливому определению Гончарова, «он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю свою эпоху, сам создал другую,...смотреть целиком