Тайна безмерного обаяния Пушкина, по мнению Д. С. Лихачева, в том, что
он по сей день является образцом доброты и таланта, смелости и простоты,
демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, бескрайности в любви,
уважения к труду и людям труда. Он «в каждое мгновение жизни, в каждой ее
песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл. И
потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него
величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и
в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей
любви к людям, к природе, в любви к Родине, к ее истории, ее будущему»*1.
Продолжая объяснение истоков неутолимого влечения к поэту в наши дни, Д. С.
Лихачев говорит об открывшейся перед нашим поколением ценности восприятия
жизни вокруг нас и в каждом из нас величайшей тайны, требующей серьезного,
глубокого к ней отношения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья,
гармонии, полноты существования. И если это есть в конечном счете идеал
каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и
есть наш идеал, вечно живой...

Многие качества и свойства пушкинской натуры притягательны для наших
современников. Это и»всеотзывчивость»поэта,феноменальная
разносторонность интересов, творческих проявлений, энциклопедизм, широта
кругозора, вулканическая созидательная энергия.

Все отчетливее осознается, что «вечно растущее явление» - Пушкин не
только не замкнут рамками его наследия, но и что современная культура
впитывает его личный жизненный опыт, преподанные им идеалы нравственного,
творческого поведения.

У каждого поколения, открывающего образ поэта, оказываются
преимущественные пристрастия к истории его жизни, к тем или иным эпизодам
биографии, которые воспринимаются как наиболее показательные для понимания
его личности. Так, в первые годы советской власти, на заре становления
новой культуры, в центре внимания оказывались чаще всего юность Пушкина,
периоды ссылок и возвращение, то есть время приблизительно до второй
половины 20-х годов ХIХ века. Последнему десятилетию жизни поэта уделялось
сравнительно мало внимания.

После второй половины 60-х годов нашего столетия, а точнее, в начале 70-
х акценты несколько сместились. Теперь ширится интерес к последнему периоду
жизни поэта, к сложной эволюции его характера и творчества, к тому времени,
когда закаленный в житейских невзгодах и испытаниях, Пушкин создавал
произведения, не увидевшие печати при его жизни и даже после гибели. «Мой
бог - Пушкин, - говорил писатель Федор Абрамов. - Мой Пушкин - это
опекушенский Пушкин, который пророчески, с великим и горьким
раздумьем смотрит в очи России. В нем все начал и, кажется, все




концы...». Опекушенский памятник представляет поэта именно в годы его
зрелости, в последний период творчества...

Обоснована ли предпочтительность интереса к тому или иному отрезку
биографии, приближает ли происшедшая смена интереса к пониманию главного,
доминирующего в пушкинской личности ? А к проникновению в суть творчества ?
Нам кажется справедливым разрешение этого вопроса, предложенное
критиком С. Чуприным, утверждавшим, что облик Пушкина естественно должен
складываться с учетом всей его истории. Образ поэта неполон без
«Вольности», южных поэм, «Гаврилиады», как неполон он без «Стансов»,
«Медного всадника», без поздней лирики. Но вместе с тем само «время
разворачивает нас относительно поэта, и тот факт, что... мы так скоро
повзрослели... и ныне осознаем свое преимущественное родство со стихами 30-
х годов говорит, естественно, прежде всего о нас самих, о свойствах
переживаемого нами исторического момента...»

Мы испытываем влечение к позднему периоду жизни и творчества поэта, к
мудрому, зрелому Пушкину в пору, когда «томимое духовной жаждой»
поколение наше стало ощущать дефицит нравственности, справедливости, когда
не выдержали испытания бытовавшие критерии оценки человеческих поступков,
совести, чести. По-новому вглядываемся мы теперь в жизнь Пушкина,
прочитываем ее, акцентируя нравственно-этический урок.

Такой подход вовсе не означает невнимания к ранним периодам жизни и
творчества. Полнота представлений о поэте достижима лишь при учете всей его
истории, всей сложной эволюции и логики творческого развития. И все же заметен обостренный интерес именно к этому
этапу жизни, в котором характер, личность, натура - человеческая и
творческая - отразились наиболее полно и глубоко. Потому-то наш современник
скажет, что если выбирать сейчас, какой памятник поэта нам ближе -
московский опекушенский, где поэт в глубокой задумчивости погружен в
нелегкие размышления, или ленинградский, где Пушкин изображает
торжествующим, - то многие предпочтут первый. Потому что «Пушкин-юноша
прекрасен в своих порывах, но еще прекраснее мужественная печаль и
выстраданная мудрость зрелого Пушкина».

Есть и другие причины, объясняющие особый интерес к последним годам
жизни и творчества поэта. Годы эти были полны событиями, которые слишком
долго получали разноречивые трактовки и объяснения. Они и действительно
трудны для понимания, тем более что были мотивированы условиями и
представлениями далекого от нас времени.

Собственно, наслоение легенд, вымыслов касается периода жизни поэта
после декабрьского восстания. Если сказать, что жизнь поэта развеяла все
легенды и мифы, дала точные и исчерпывающие доказательные ответы на
многочисленные вопросы, то останется неясным, отчего же так живы
неоднозначные толкования в обыденном сознание.

Похожие сочинения

  1. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  2. Солнце русской поэзии Пушкин  Новое!
    В историю русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и как замечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист, журналист. Критические высказывания Пушкина В большинстве случаев остались в рукописях и не...смотреть целиком
  3. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
    В стихотворении "Андрей Шенье" звучит идея - смысл жизни в поэзии. В начале своего творческого пути Пушкин размышляет о тяжком труде поэта. Далее он ощущает свой долг перед декабристами, не забывая наказ Рылеева быть "гражданином и...смотреть целиком
  4. Образ, бережно хранимый (1)
    Да святится имя твое... А. Куприн Россия — огромная страна, поражающая наше воображение количеством выдающихся людей. Долгие века на небосклоне науки и литературы она зажигает свои звезды. Особенно хотелось бы обратить внимание на личность,...смотреть целиком
  5. Вольность и свобода в лирике А. С. Пушкина
    Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пушкина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Будущий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. А завязавшаяся...смотреть целиком
  6. «Южный» период расцвет пушкинского романтизма  Новое!
    Годы южной ссылки - поездка на Кавказ и в Крым, пребывание в Кишиневе (1820-1823) и Одессе (1823-1824) сыграли важную роль в идейно-творческом развитии Пушкина. «Южный» период - период расцвета пушкинского романтизма - был и периодом его стремительного...смотреть целиком
  7. Возвращаясь к Пушкину
    Представим себе такую картину. Голодных людей приглашают в банкетный зал. Столы уставлены яствами — от простых, здоровых и сытных до утонченных, изысканных, ласкающих взор. В далеком конце зала — стол, на котором небрежно свалены полуобработанные продукты,...смотреть целиком