Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/pushkin/_self/tema_druzhbi_v_lirike_a_s_pushkina_1/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

Александр Сергеевич Пушкин — классик русской литературы, основоположник русского реализма и литературного языка — большое место в своем творчестве уделял теме дружбы. И это не удивительно, ведь любовь и дружба были теми высокими идеалами, которым поклонялась молодежь начала XIX века.

Во время учебы в Лицее и в петербургский период жизни поэта главным мотивом в поэзии Пушкина был мотив братства, единения со своими друзьями-лицеистами, поэтому в своих стихах он воспевал эпикурейские радости жизни:

Друзья! досужий час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда, вино златое! -

восклицает поэт в стихотворении “Пирующие студенты” (1814).

Многие стихотворения этого периода имели конкретных адресатов. Они были написаны, как правило, в жанре дружеского послания и адресовались самым близким по духу друзьям-лицеистам: “первому другу” И. И. Пущину, “муз возвышенному пророку” и “парнасскому брату” А. Дельвигу, “брату родному по музе, по судьбам” В. Кюхельбекеру, “неизменному другу” П. Чаадаеву, поэту П. Вяземскому, Н. Языкову, Е. Баратынскому. Все стихотворения проникнуты духом оптимизма, полны веселья, радости духа и полноты жизни.

После окончания Лицея в 1817 году в стихотворениях появляется мотив разлуки с друзьями - “Товарищам” (1817):

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога...

Этот же мотив присутствует и в стихотворении “Разлука” (1817):

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья. Но, прощаясь со своими товарищами, поэт замечает:

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При милых ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Через многие годы, полные волнений и тревог, пронесет поэт самые теплые воспоминания о “лицейских ясных днях”, о своих друзьях, с верности идеалам юности.

После поражения выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, в котором принимали участие многие друзья поэта, за что и были сосланы в Сибирь, на каторгу, Пушкин пишет им в ссылку послание “Во глубине сибирских руд” (1827), в котором пытается приободрить товарищей, поднять их моральный дух:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

В конце стихотворения поэт выражает уверенность в том, что:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Говоря в последней строке о “братьях”, Пушкин имеет в виду, очевидно, соратников по политической борьбе, единомышленников. Именно “товарищ” - так поэт обращается к своему близкому другу Чаадаеву в послании “К Чаадаеву” (1818):

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Большое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные лицейской годовщине, дню основания Лицея - 19 октября.

Первым в этом ряду является “19 октября” (“Роняет лес багряный свой убор”), написанное в 1825 году. Стихотворение начинается картиной чудесной осени, присутствует мотив бодрости, свежести:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Но несмотря на якобы благополучную обстановку, “печален я: со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку”. Пушкин в этом стихотворении вспоминает и царя, отмечая его главную заслугу - основание Лицея в 1811 году:

Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

Главное место в произведении занимают зарисовки друзей-лицеистов. Поэт вспоминает Корсакова (“кудрявый наш певец”), Матюшкина - отважного мореплавателя (“чужих небес любовник беспокойный”), Пущина- его лучшего лицейского друга, который “поэта дом опальный (...) первый посетил”, Горчакова, блистательного дипломата (“Ты, Горчаков, счастливец с первых дней”), Дельвига (“сын лени вдохновенный”), Кюхельбекера (“брат родной по музе, по судьбам”). В этом стихотворении нет ничего условного, абстрактного, это поэзия действительности. В этом стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал Пушкина, который заключался в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека. Это особенно заметно в строках:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Следует отметить, что это стихотворение наиболее оптимистическое среди других, посвященных лицейской годовщине, написанных в более

позднее время.

Так, стихотворение 1827 года, посвященное лицейской годовщине, приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

Меняется тон стихотворений, посвященных лицейской годовщине. Они становятся мрачными, пессимистичными: в кругу лицеистов все больше потерь.

Горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей и тяжелыми предчувствиями наполнено стихотворение, посвященное двадцатой годовщине Лицея, - “Чем чаще празднует лицей...” (1831):

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину.

В нем Пушкин говорит о шести уже умерших друзьях:

Шесть мест упраздненных стоят,

Шести друзей не узрим боле,

Они разбросанные спят...

И, мнится, очередь за мной...

Еще более мрачным настроением проникнуто последнее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, — “Была пора: наш праздник молодой” (1836):

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш...

В нем поэт в последний раз вспоминает годы Лицея, надежды и разочарования лицеистов, их мечты. Это стихотворение осталось незавершенным. Таким образом, тема дружбы занимает достойное место в творчестве Пушкина, ибо этот идеал оставался неизменным для поэта на протяжении всей его жизни.

Похожие сочинения

  1. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  2. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  3. Моё отношение к творчеству Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одарённость, могучая творческая сила. Одной из отличительных...смотреть целиком
  4. Природа как олицетворение Родины в лирике Пушкина
    Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит. То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А.С. Пушкин. Неповторимую прелесть родной...смотреть целиком
  5. Моя тропа к А.С. Пушкину.
    Недавно я была в Москве. Недалеко от кинотеатра "Россия" стоит памятник. На постаменте - "каменный" человек. Слегка наклоненная голова, кудрявые волосы, по-арабски прямой нос. А внизу высечено лишь несколько букв: "А.С....смотреть целиком
  6. Болдинская осень Пушкинской жизни
    В 1830 году Пушкин приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Но здесь поэту пришлось пробыть не месяц, как он планировал, а целых три, потому что началась эпидемия холеры. И это вынужденное пребывание в Болдине было отмечено небывалым взлетом...смотреть целиком
  7. ИЗОБРАЖЕНИЕ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
    Крупнейшие мастера русской классической литературы обращали свои взоры на несчастных и обездоленных, показывая чистую душу, страдающую или радующуюся, независимо от социального положения переживающую всю гамму человеческих ЭМОЦИЙ: Одним из первых о судьбе...смотреть целиком