Чувство дружбы у Пушкина - это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода.Тема дружбы проходит через все творчество Пушкина, начиная с лицейского периода и заканчивая последним годом жизни. В лицейский период, который является в основном подражательным, дружба им осмысливается в свете \"легкой поэзии\" Парни, которая в русской литературе вначале была отчасти культивирована Батюшковым. В своей подражательной лирике Пушкин воспринимает этот стиль Батюшкова и Парни, и пафос дружеской лирики лицейского периода состоит в составлении некоей оппозиции классицистическим ценностям.Рассудок, бог с тобою... Под стон ученых дураков... Без них мы пить умеем.(\"К студентам\")Лирика Пушкина этого периода насыщена анакреонтической тематикой, которая состоит в воспевании эпикурейских ценностей.В стихотворении \"К студентам\" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радости дружеского беззаботного общения:Друзья, досужей нас кабак Все тихо, все в покое Скорее скатерть и бокал Сюда вино златое!Оппозицию классицизму в дружеской лирике лицейского периода составляют и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба \"С Ниферой, с портиком, и с книгой, и с бокалом\" (\"К Каверину\", 1817 г.). В этом послании, как и во всех остальных посланиях лицейского периода, Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных под призывом: \"Блажен, кто веселится в покос, без забот...\"Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей,- вот что составляет, по мнению поэта, человеческое счастье. Как и поэты-сентименталисты, Пушкин ставит чувство дружбы выше общественных и государственных благ:И станут самые цари Завидовать студентам. Самое ценное в дружбе Пушкин видит в сердечности и искренности друзей:Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты.Чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю свою жизнь, оно присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. Пушкин в своей гражданской лирике не приемлет такой классицистический взгляд, и чувство дружбы в его стихах в этот период выглядит иначе, чем у декабристов. Высокая цель не должна исключить наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и Отечеству. Соединение интимного чувства дружбы, равно как и любви, с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении \"К Чаадаеву\". Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркнуто обращениями типа: \"мой друг\", \"товарищ, верь...\"В этот же период Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы \"третьим компонентом\"в ряду \"любовь и тайная свобода\". В стихотворении \"Послание к кн. Горчакову\" \"младых повес счастливая семья, где ум кипит, где в мыслях волен я\", дружеское общение становятся как бы почвой этой свободы.Но друзья не вечны, дружеские пиры происходят все реже и реже, наступает разочарование и в гражданских идеях, и Пушкин уезжает в южную ссылку, где оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна, романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Всю довольно малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение \"Дружба\". Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, и это станет лейтмотивом его лирики.У Пушкина теперь друзьями становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что он:как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час. Уже само по себе стихотворение \"К морю\" является прощальным. Южные романтические наброски поэта сменяются философичностью лирики и внутренним самосозерцанием. Буря, бушевавшая в душе романтика, утихла, уступив место гармонии и покою. Но наследие романтического периода - свобода - не оставляет поэта. Тема внутренней свободы выбора каждого человека звучит и в дружеской лирике поэта. Дружеские чувства не зависят от политики, в них мы вольны. В стихотворении \"19 октября 1827 г.\", написанном на годовщину открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны, и те, кто на \"царской службе\", и те, кто в \"мрачных пропастях земли\". \"Я гимны прежние пою\", - признается поэт в стихотворении \"Арион\".Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам и поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь \"Во глубине сибирских руд...\".Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен.Но в этом стихотворении, открывающем цикл, написанный к лицейской годовщине, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту невыразимо больно и грустно оттого, что с ним сейчас нет его друзей:Печален я, со мною Друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку. Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждое последующее \"19 октября\" окрашено в более мрачные тона. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: \"И мнится, очередь за мной...\" Стихотворение \"Чем чаще празднует лицей...\" тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив \"бурь порыв мятежный\", Пушкин опять возвращается к лицейской теме, но теперь она звучит по-другому. Верна мысль критика о том, что \"лицей становился в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья - идеальной аудиторией его поэзии\", хранителями культа дружбы, тему которой Пушкин пронес почти через все свое творчество.