Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях, посвященных этой теме, Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы: какова роль поэта в обществе, в чем сущность самого процесса творчества, каким должно быть отношение поэта к окружающему миру, в чем заключаются его заслуги перед обществом. Оба поэта убеждены в том, что необходимым условием творчества является свобода. Пушкин говорит об этом в стихотворении “Поэту”, Автор на себе испытал “суд глупца и смех толпы холодной”, но не утратил веры в себя и свое призвание. Он призывает поэта:
...Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум...
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Поэт, по мнению Пушкина, должен творить, “не требуя наград за подвиг благородный”. Лермонтов также считает, что труд поэта должен быть бескорыстным. Об этом он говорит в стихотворении “Поэт”. Это произведение представляет собой развернутое сравнение истории кинжала и судьбы поэта. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он “свое утратил назначенье” и превратился в золотую игрушку. То, что случилось с кинжалом, напоминает автору судьбу поэта. Лермонтов обвиняет поэта в том, что он “на злато променял ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Автор считает, что истинному искусству чужды “блестки и обманы”. Голос поэта должен звучать, “как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных”. В последних строках образы поэзии и кинжала сливаются:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Это стихотворение, как и многие произведения Лермонтова, полно гражданским пафосом. Автор утверждает, что поэт должен занимать активную гражданскую позицию. Слово поэта — грозное оружие, способное воспламенить “бойца для битвы”; оно необходимо толпе, “как фимиам в часы молитвы”. Понятие гражданственности поэзии Лермонтов унаследовал от Пушкина, который первым провозгласил его в своих произведениях. Сам Пушкин, как известно, принимал участие в движении декабристов. Об этом он рассказывает в стихотворении “Арион”:
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы.
Свою роль в движении декабристов поэт определяет следующими словами: “Пловцам я пел”. Несмотря на то что восстание закончилось поражением декабристов, Пушкин остался верен их идеалам. Об этом он открыто заявляет в последней строке стихотворения:
Я гимны прежние пою...
Мысль о том, что поэт должен активно относиться к окружающему его миру, воздействовать своим словом на людей, звучит также в стихотворении Пушкина “Пророк”. Но для того чтобы поэт-пророк смог это сделать, он, по мнению автора, должен обладать определенными талантами. В упомянутом выше стихотворении Пушкин рассказывает о том, как во время духовного кризиса к нему явился шестикрылый серафим и наградил его удивительным зрением, чутким слухом. В результате чудесных превращений вместо “грешного языка” поэт обрел “жало мудрыя змеи”, вместо “трепетного сердца” — “угль, пылающий огнем”. Все эти качества нужны не поэту-романтику, а поэту-реалисту, который отражает в своем творчестве проблемы о

Похожие сочинения

  1. Природа в поэзии Пушкина
    Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую...смотреть целиком
  2. Сочинение "Школа будущего"
    Моя школа большая и светлая. Здесь меня научили писать, читать и многому другому. Я хотела бы видеть свою школу полностью усовершенствованной. Школа будущего, какая она? Входя в школу, каждый ученик должен раздеваться в собственном шкафчике с замком,...смотреть целиком
  3. Тема свободы в лирике Пушкина  Новое!
    Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все, что его окружает, острее других, свобода во всех ее проявлениях является одним из...смотреть целиком
  4. Мой Пушкин (2)
    "Дар напрасный дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?" Наш мир разнообразен и непознаваем. Он никогда не устает удивлять, ужасать и радовать нас. Уроды, извращенцы, гении - кого только нет. У каждого свой путь. Но иногда природа...смотреть целиком
  5. Последние года жизни Пушкина. Дуэль и смерть  Новое!
    июле 1824 г. император велел Пушкину оставить Одессу и выехать на новое место ссылку - к родительному имению Михайловского Псковской губернии. Началось “северная ссылка”. Двухлетнее пребывание в Михайловскому было тяжелым испытанием для поэта: одинокость,...смотреть целиком
  6. Размышляя о прозе Пушкина. Проза Пушкина. Мысли о прозе Пушкина
    В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А. С. Пушкин особо велико, ведь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне, по сравнению со стихами, находился литературный язык прозы. Поэтому перед Пушкиным-прозаиком...смотреть целиком
  7. Мотивы ранней лирики Александра Пушкина  Новое!
    Некрасов и Тургенев, Гончаров и Островский, Толстой и Достоевский писали свои произведения на языке Пушкина, в созданной этим языком системе национальных ценностей. Гений Пушкина, как незримый дух, обнимает собой и осеняет нашу классику не только XIX,...смотреть целиком