Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии.
Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении “К другу стихотворцу” (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
...хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо...
Их жизнь - ряд горестей, гремяща слава - сон.
Автор советует начинающему поэту быть “спокойным”. Он видит назначение поэзии в том, чтобы приносить пользу обществу. По его мнению, “хорошие стихи не так легко писать”, но уж если писать, то только хорошие. “Неподкупный голос” лирического героя слышен в стихотворении 1818 года “КН. Плюсковой”. Поэт обращается к фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, выражая свою независимость по отношению к властям:
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей...
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
В стихотворении 1824 года “Разговор книгопродавца с поэтом” рассудительный книгопродавец замечает:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Стихотворение заканчивается признанием поэтом правоты продавца книг. Заключительные строки стихотворения написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземленной действительности. В этом стихотворении Пушкин выступил новатором: он впервые выразил реалистическое отношение к деятельности поэта.
В стихотворении “Пророк” (1826) в аллегорической форме рассказывается о преобразовании простого человека в поэта-пророка. “Шестикрылый серафим” наделяет человека “вещими зеницами”, необыкновенным слухом, жалом “мудрыя змеи”, вместо сердца “вдвигает” ему в грудь “угль, пылающий огнем”. Но и этого полного преобразования оказывается недостаточно для того, чтобы человек стал поэтом-пророком, для этого нужна воля Бога:
И бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
Таким образом, Пушкин в “Пророке” видит назначение поэта и поэзии в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”.
Через два года было написано стихотворение “Поэт и толпа”, обличающее отношение светской “черни” к поэту.
Зачем так звучно он поет?..
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
Однако поэт также выражает свое отношение к “черни”:
Подите прочь - какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!
По мнению Пушкина, поэты рождаются “для вдохновенья, для звуков сладких и молитв”.
Поэт - сложное существо, отмеченное свыше, наделенное частью созидающей силы господа Бога, но в то же время он - обычный живой земной человек. Бог шлет поэту вдохновенье, и тогда -
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Пушкин создает образ поэта, борющегося за свободу выражения своих мыслей, за правдивость поэзии, за свою независимость от власти денег и толпы. Так, в стихотворении “Поэту” (1830) автор обращается к поэту:
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
При этом участь поэта - быть одиноким человеком. Пушкин призывает поэта идти “дорогою свободной, куда влечет тебя свободный ум”. Тему взаимоотношения толпы и художника Пушкин продолжает в стихотворении “Эхо” (1831). Автор сравнивает творческую деятельность поэта с эхом:
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг...
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Образ поэта, не ценящего “громкие права”, не зависящего “от царя”, “от народа”, дающего отчет “себе лишь самому”, создан Пушкиным в стихотворении 1836 года “Не дорого ценю я громкие права...” (Из Пинде-монти). Счастье для истинного поэта, по мнению автора, —
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Своего рода поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836), написанное за полгода до смерти. Оно восходит к оде римского поэта Горация “К Мельпомене”, стихотворениям Ломоносова, Державина.
Пушкин выделил существенное качество своего творчества — служение народу, а также то, “что чувства добрые пробуждал” своим поэтическим творчеством:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал. Обращаясь к Музе, он призывает:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Поэт, по мнению Пушкина, должен ни от кого не зависеть, ни перед кем “не клонить гордой головы”, а достойно выполнять свое предназначение - “глаголом жечь сердца людей”. Еще в пятнадцать лет в стихотворении “К другу стихотворцу” Пушкин заявил:
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись, - а я таки поэт.
Позже Пушкин скажет: “Цель поэзии - поэзия”, - и останется верен этому до конца.

Похожие сочинения

  1. Пушкин - наше все.
    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее,...смотреть целиком
  2. Лирика Пушкина
    О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. ...смотреть целиком
  3. Петербург в творчестве А. С. Пушкина
    Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”, “Портрет”, “Нос” и, наконец, “Шинель”,...смотреть целиком
  4. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
    Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших. В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений,...смотреть целиком
  5. Природа как олицетворение Родины в лирике Пушкина
    Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит. То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. А.С. Пушкин. Неповторимую прелесть родной...смотреть целиком
  6. Лирические мотивы в произведениях Пушкина  Новое!
    Сочинение по сказкам А.С. Пушкина. В большинстве сказок Пушкина мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. Там же, где этого героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной оптимистической идеи народной...смотреть целиком
  7. Русский женский национальный характер
    В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне, по сравнению со стихами, находился литературный язык прозы. Поэтому перед П-ным-прозаиком...смотреть целиком