Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано
важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр
русской поэзии — оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру
относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: «Кавказский
пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан». Завершает цикл
«южных» поэм поэма «Цыганы», написанная в Михайловском и явно порывающая с
романтизмом. В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность литературы, за
освобождение от правил, стеснявших ее развитие, стремление к раскрытию
внутреннего мира героя, его человеческой индивидуальности, отстаивание прав
личности, обращение к истокам народного творчества. Такой романтизм был
формой борьбы за правдивое изображение жизни. Вот почему в романтических
произведениях Пушкина отчетливо ощущаются тенденции реалистические,
выражающие стремление постигнуть закономерности действительности. Эти черты
резко выделяют своеобразие пушкинского романтизма. Романтический период в
пушкинском творчестве — это переходный этап к реализму. Реалистические
тенденции в пушкинском романтизме обусловили и своеобразие задач, которые
поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы.

Их основная тема — «противуречия страстей», неудовлетворенность героев
действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего
того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия,
способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного,
отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии, — таков основной идейный
пафос поэм. Сюжеты «южных» поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в
основе каждого из них лежит реальный факт.

В поэме «Кавказский пленник» (1820—1821) Пушкин хотел воспроизвести
некоторые типические черты современного героя. «...Я в нем хотел изобразить
равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души,
которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин
В. П. Горчакову.

Герой «Кавказского пленника», «отступник света, друг природы», типичен.
Но его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной
социальной группы. Пушкин оттенял в Пленнике «увядшее сердце», «души
печальный хлад», безучастность «к мечтам о мире», разочарованность. Жизни
светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, в
прославлении которой пафос поэмы:

Свобода! он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.

Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и
неразделенная любовь, и пламенная жажда свободы. Герой «Кавказского
пленника» — человек из высшего света в плену у черкесов — друг природы,







сторонник идеи о том, что естественное состояние человека — свобода и
независимость. Но душа его опустошена, и он «вянет» от «злой отравы»
страстей, «истребивших» его чувства. Он

...бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.

В явном контрасте с душевной вялостью Пленника рисуется волевая сила
Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее самоотверженная, жертвенная
любовь пробуждает «окаменевшего» героя к новой жизни:

К Черкешенке простер он руки,
Воскресшим сердцем к ней летел,
И долгий поцелуй разлуки
Союз любви запечатлел.

Но после объяснения с Пленником трепетное чувство Черкешенки
превращается в опустошительную романтическую страсть, которая точно
поменяла местами героя и героиню. Он «летит» к ней «воскресшим сердцем», а
она остается холодной и разочарованной. Именно это и становится причиной ее
гибели. Освободив из неволи Пленника, она уже не может возвратиться в
родной аул. В прощальном монологе она говорит:

...Нет, русский, нет!
Она исчезла, жизни сладость;
Я знала все, я знала радость,
И все прошло, пропал и след.

В поэме «Кавказский пленник» проявляются эпические, объективно-
повествовательные и реалистические картины кавказской природы и черкесских
нравов.


Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин
не стал его подражателем. Его «южные» поэмы отличаются от восточных поэм
Байрона единством любовной и социальной проблематики при главенстве
социальных мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и
нравов в свойственных им «местных красках»; противопоставлением
человеческого мира миру демоническому, загадочному. Переживания героев,
патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их
жизненных обстоятельств. В. Г. Белинский сказал о Пушкине: «Он заботился не
о том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть
верным той действительности... которая просилась под его перо».